28.03.2005 | Виталий Портников

СТРАНА ПЕРЕВОРОТОВ

Новый киргизский парламент, выборы в который привели к массовым протестам, восстанию на юге, маршу на Бишкек и бегству президента Аскара Акаева, не только не исчез с политической карты страны, но добился подтверждения собственной легитимности, избрал спикера и начал готовиться к переговорам с Акаевым… При этом происходящее в Киргизии отнюдь не выглядит окончательной победой старого парламента над новым: появление на сцене "Комитета 27 марта", заблокировавшего здание киргизского парламента, сулит победившим лидерам оппозиции массу неприятных сюрпризов. Если вдуматься, после бегства Акаева в Киргизии уже произошло несколько мелких переворотов. Первый - в пятницу утром, когда экс-премьер Курманбек Бакиев был неожиданно провозглашен старым парламентом исполняющим обязанности президента и премьером, хотя согласно киргизской конституции исполнять обязанности президента должен спикер парламента.

Второй - когда были признаны полномочия нового парламента и этот парламент стал готовиться к переговорам с Акаевым и сомневаться в разумности и легитимности назначенных на 26 июня Бакиевым президентских выборов. Будем ждать третьего мини-переворота?

Собственно, нечто похожее наблюдателями ожидалось - они напоминали, что в отличие от Грузии и Украины в Киргизии нет единого оппозиционного лидера и единого оппозиционного центра. Похоже, оппозиционные вожди сами ошалели от неожиданной победы, но эта победа не прибавила им желания договариваться между собой. Если до марша на Бишкек Курманбека Бакиева, скрепя сердце, еще можно было признать человеком, способным при определенных обстоятельствах стать главой хотя бы коллективного руководства, то освобождение из тюрьмы бывшего вице-президента Феликса Кулова поставило под сомнение и эту возможность.

Бакиев решил, что Саакашвили - это он и на всех парах понесся к президентской должности, концентрации всей власти в своих руках и новым выборам. Но тут же оказалось, что курирующий силовые структуры Кулов имеет не меньше возможностей повлиять на ситуацию в стране, используя в качестве главного довода ту самую законность, которую он должен охранять. Не будем напоминать, что в ситуации хаоса законность может быть разной. Она может базироваться на праве низвергнутого режима, а может стать революционной - главное, кто докажет свои возможности ее защитить…

К созданию правового вакуума в Киргизии, конечно же, приложил руку и сам Аскар Акаев, уехавший из страны, но не желающий уходить в отставку. Новые власти начинают постепенно понимать, что действия Акаева создают в стране такой вакуум легитимности, который не может быть преодолен, даже если все оппозиционеры найдут между собой общий язык. Поэтому желание спикера нового парламента Омурбека Текебаева провести со свергнутым президентом переговоры вполне логично. Неясно только, согласится ли Акаев уходить добровольно, какие условия он выдвинет в качестве приемлемых для собственной отставки и примет ли эти условия "Комитет 27 марта" или какая-нибудь новая организация, созданная на фоне переговоров с Акаевым.

И еще одно обстоятельство: отнюдь не всем в оппозиции нужно, чтобы Акаев уходил досрочно. Для того же Феликса Кулова может оказаться вполне приемлемым, чтобы президент хотя бы формально оставался на посту до окончания срока полномочий, а за это время вышедший из тюрьмы "железный Феликс" окончательно одержит верх над Бакиевым и станет логическим преемником Акаева.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна