26.11.2007 | Виталий Портников
Министр иностранных дел России Сергей Лавров прибыл в Аннаполис для участия в очередной международной встрече по ближневосточному урегулированию. На фоне присутствия на встрече представителей 49 стран и международных организаций российское участие, разумеется, не будет выглядеть определяющим. Однако в Москве на встречу в Аннаполисе возлагают особые надежды - и связаны они не только с ближневосточным урегулированием, но и с российской ролью в процессе.
Накануне Аннаполиса Кремль - вероятно, не только по собственной инициативе, но и по желанию Белого дома - явно взял курс на активизацию своих дипломатических усилий. Это выразилось и в поездках на Ближний Восток заместителя Сергея Лаврова Александра Салтанова, и - что, пожалуй, наиболее интересное - в таинственной миссии бывшего премьера и министра иностранных дел Евгения Примакова.
Накануне Аннаполиса Примаков, встречавшийся в регионе с Шимоном Пересом, Эхудом Ольмертом, Махмудом Аббасом, Башаром Асадом, Хосни Мубараком, королем Абдаллой и другими ведущими лидерами стран, вовлеченных в ближневосточный конфликт, опубликовал статью в "Московских новостях". О своей миссии он пишет скупо, но зато его текст объясняет, чего бы Россия хотела и от саммита в Аннаполисе, и от ближневосточного урегулирования. Во-первых - сотрудничества с Вашингтоном. В статье Примакова можно увидеть немало комплиментов в адрес американской дипломатии и президента Буша - причем американская позиция характеризуется как твердая и лишенная былой "снисходительности" по отношению к Израилю. Во-вторых - конкретизации возможных договоренностей: Примаков особо подчеркивает, что на такой конкретизации настаивает Аббас, а вот Ольмерт скорее готов согласиться с констатированием неких общих позиций. В-третьих - переговоров на сирийском направлении. Именно обеспечение сирийского участия в конференции в Аннаполисе и было, судя по мнению многих наблюдателей, главной целью поездки Евгения Примакова на Ближний Восток. В результате Дамаск согласился направить на встречу заместителя министра иностранных дел, а Москва может рассчитывать, что Вашингтон и в дальнейшем будет прибегать к ее услугам.
Ну и, наконец, самое главное - "решающее значение имел факт российско-американской договоренности по инициативе России о том, что Аннаполис будет иметь продолжение в следующей встрече, которая пройдет в Москве". Решающее не для самой России, по словам Примакова, а для арабских стран, которые согласились участвовать во встрече имея ввиду это продолжение. И тут вопрос даже не в том, так ли это на самом деле. Важно то, что Россия стремится выглядеть неким гарантом "чистой игры" для арабских стран и, вместе с тем, не портить отношений с Израилем. Это совершенно новый подход российской дипломатии к происходящему в регионе - он отличается и от советской роли генератора конфронтации на стороне наиболее радикальных арабских режимов, и от недавней российской роли скорее свидетеля ближневосточных событий, чем реального участника урегулирования. Однако воплощение такого подхода зависит не только от Москвы, но и от Вашингтона - готовы ли в Белом доме и в госдепартаменте воспринимать Кремль как равноправного - и такого же влиятельного - участника процесса либо же и далее будут ограничиваться российскими посредническими услугами тогда, когда это будет выгодно американцам.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна