20.07.2007 | Виталий Портников

Президент крепости

Бывший руководитель Службы национальной безопасности Нагорного Карабаха Бако Саакян станет новым президентом самопровозглашенной республики. Собственно, это совместное решение армянского и карабахского политического руководства - а Саакян считается политиком, близким к нынешнему премьер-министру Армении и возможному преемнику президента Роберта Кочаряна Сержу Саркисяну и был поддержан уходящим президентом Карабаха Аркадием Гукасяном. И президентские выборы были нужны, скорее, для легитимизации этого решения - как это зачастую и происходит на постсоветском пространстве.

Оппозиционный кандидат на пост президента Масис Маилян изначально воспринимался как аутсайдер - не говоря уже о том, что он не был человеком со стороны, а занимал пост заместителя министра иностранных дел Нагорного Карабаха. Именно министром иностранных дел до своего избрания президентом был, кстати, Аркадий Гукасян. Так что говорить о том, что в Карабахе мог бы измениться политический курс или даже существенно обновиться кадровый состав руководства в случае волшебной победы оппозиционного кандидата, не приходится. Но о победе Маиляна и не говорилось. Он не воспринимался не только как человек, поддержанный Ереваном, но и политик, пользующийся симпатиями хотя бы части сильных карабахских группировок. Сегодня Маилян выглядит просто интеллигентным дублером - не более того.

Итак, раскола в карабахской элите не произошло. Если учесть, что президентские выборы нередко становились поводом для острого конфликта в номенклатуре самопровозглашенных республик (вспомним хотя бы Абхазию как самый яркий пример, но очевидные сложности были и в Южной Осетии, и в Приднестровье), то можно сделать вывод: в Степанакерте воспринимают республику гораздо в большей степени как обороняющуюся крепость, чем как относительно спокойно развивающуюся территорию. Абхазы могли рисковать единством власти, понимая, что на внешнюю ситуацию республики это не сильно повлияет - и действительно, хотя в Москве были сильно раздражены избранием Сергея Багапша, от поддержки Сухуми не отказались. Но Карабах существует не только в национальном, но и в номенклатурном симбиозе с Арменией.

Ярче всего это проявилось, когда первый президент НКР Роберт Кочарян стал премьер-министром, а затем и президентом Армении. И то, что с этого момента взаимовлияние армянского и карабахского руководства друг на друга только увеличилось, объяснять не нужно. Саакян - из той же плеяды армянских «полевых» политиков, что и Кочарян и Саркисян. А это означает, что в Ереване не смогут - даже и при неожиданном желании - изменить взгляд на решение карабахской проблемы, потому что новый президент призван оборонять крепость Карабах, а не искать пути к отступлению.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна