27.06.2007 | Татьяна Становая
Вчера ФНС внесла на рассмотрение правительства РФ предложение об отмене квот на выдачу разрешений на работу иностранцам, прибывающим в порядке, не требующем получения визы. Идея оказалась сенсационной: она фактически показывает несостоятельность реализуемой с начала этого года политики резкого ужесточения миграционного законодательства. Предложения ФНС вызвали большой резонанс, что заставило в итоге признать их «технической ошибкой». Однако даже если пока правительство не готово к обсуждению вопроса о послаблении порядка регулирования прибытия трудовых мигрантов, можно утверждать, что данная проблема прочно встала в повестку дня и может разрешиться после парламентских и президентских выборов.
Напомним, что с этого года Россия резко ужесточила миграционную политику: президент инициировал существенные изменения в российское законодательство, призвав «навести порядок на рынке». Такое заявление стало большой неожиданностью, учитывая, что до осени 2006 года Россия, напротив, либерализует миграционное законодательство, обосновывая это потребностями экономики в дешевой рабочей силе и необходимостью исправления демографической ситуации.
Поворотным моментом стал российско-грузинский кризис, который спровоцировал осенью прошлого года принятие ряда очень жестких мер в отношении грузинского бизнеса в России, а также неформальных экономических санкций. Это наложилось на заметное оживление проблем мигрантов в политической повестке дня. Создавалось впечатление, что у российского населения фиксируется общий антимигрантский тренд. Этому способствовали и события в Кондопоге, и подъем национал-патриотических движений, которые часто использовались Кремлем как антиоранжевая сила. Все вместе это толкнуло власть к повороту в осуществлении миграционной политики.
За защиту прав «коренных жителей» вступился Владимир Путин, который призвал регулировать миграционные потоки не только по критерию потребности экономики, но и по критерию комфортности для местных жителей. Затем он обрушился на посредников, которые не дают российским сельхозпроизводителям выгодно продавать свою продукцию. Владимир Путин поручил правительству разработать меры, направленные на «наведение порядка». Тогда президент и предложил установить квоты для рабочих «в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения и от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда, а также определяющих допустимые доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, прежде всего в сфере оптовой и розничной торговли». Кроме того, с 1 апреля иностранцам запрещена работа в сфере розничной торговли. В ноябре Фрадков предложил сделать эту меру временной, посмотрев на то, как она «работает», и отменить с 1 января 2008 года. Однако Владимир Путин на это возразил, что не видит никаких оснований для отмены принятого решения.
Судя по всему, такие жесткие меры, усложняющие жизнь всем мигрантам, прибывающим в Россию из стран СНГ, стали следствием не только российско-грузинского кризиса. Произошла смена приоритетов: если еще совсем недавно Кремль в своей миграционной политике руководствовался потребностями экономики в дешевой рабочей силе, а также решением проблем, связанных с острым демографическим кризисом, то сейчас эти мотивации стали второстепенными и уступили первенство политическим задачам. Сейчас же ФМС, судя по всему, стала приходить к выводу, что введенные квоты были во многом не оправданы.
Вчера ФМС предложила внести изменения в федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в России в части отмены квоты на выдачу разрешений на работу иностранцам, прибывающим в порядке, не требующем получения визы (страны СНГ, кроме Грузии и Туркмении). «В условиях возрастающего дефицита экономики РФ в рабочей силе необходимо повышение иммиграционной привлекательности страны», - говорится в документе. В связи с этим квотирование привлечения иностранной рабочей силы из государств с безвизовым порядком въезда теряет смысл. Также ФМС предлагает при формировании квоты на выдачу разрешений на работу с 2008 года предусматривать ее резерв в размере не менее 50% от определяемой регионами потребности в привлечении иностранных работников. Это очень радикальное предложение, так как фактически признает бессмысленность всех ужесточений, принятых по личному поручению Владимира Путина. Как говорится в материалах ФМС, 87% обращений за квотами происходит именно в отношении жителей СНГ, ищущих работу в России.
Основная мотивация ФМС строится на том, что квотировать прибытие рабочей силы из стран СНГ очень трудно. Официальных заявок подано значительно меньше, чем реально дается разрешений на работу. Более того, работодатели часто продолжают нелегально нанимать дешевую рабочую силу из-за рубежа. Сразу после того, как предложение ФМС попало в прессу, оно было спешно опровергнуто и названо технической ошибкой: как стало известно «Коммерсанту», служба сама сняла его с повестки дня вчерашнего заседания правительства якобы из-за неполноты собранных данных.
Однако вне зависимости от степени проработанности вопроса, очевидно, что действующая сегодня система квотирования неработоспособна и слишком политизирована. Главной проблемой в связи с этим является отсутствие единой государственной политики в отношении мигрантов. Государство, по сути, не знает, какие именно задачи предстоит решать в первую очередь, а какие во вторую, а принятие решений в слишком большой зависимости от политических факторов. Учитывая, что эти факторы весьма динамичны, государственная политика становится крайне нестабильной, что и показывает постоянная ревизия ранее принимаемых решений. Можно предполагать, что в действительности Кремль пойдет на некоторое ослабление миграционного законодательства после выборов, когда потребность в деактуализации антимиграционной риторики неподконтрольных и внесистемных национал-патриотов уйдет из повестки дня.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна