19.06.2007 | Виталий Портников

Россия и Палестины

Разделение Палестинской автономии на два противоборствующих территориальных образования станет нелегкой задачей для российской дипломатии. До захвата ХАМАСом сектора Газа в Москве старались так или иначе использовать нерукопожатность представителей группировки на Западе, чтобы демонстрировать собственную способность к диалогу со всеми заинтересованными сторонами ближневосточного конфликта. При этом главный российский козырь состоял в необходимости дать ХАМАСу шанс на эволюцию. Если движение ФАТХ, возглавляемое вначале Ясиром Арафатом, а затем Махмудом Аббасом, прошло путь от банальной террористической активности до готовности участвовать в мирных переговорах с Израилем, то почему бы и ХАМАСу не пойти той же дорогой?

По сути, именно этим соображением и мотивировалось приглашение, отправленное руководителям ХАМАСа от имени Владимира Путина после победы движения на парламентских выборах в Палестинской автономии, и дальнейшие контакты Кремля с ХАМАС. Выводы специалистов, убеждавших, что радикально-исламистская природа движения и те финансовые источники, которыми оно пользуется, не позволят ХАМАСу пойти дорогой номенклатуры ФАТХа, в расчет не принимались. Как не принималось в расчет то, что представители ХАМАС не реагировали ни на какие пожелания ближневосточного квартета посредников и России, а, напротив, использовали любой контакт на международном уровне для легитимизации собственной власти в автономии. А власть понималась как окончательное избавление вначале от ФАТХа, ну а уж затем от Израиля. Это и была реальность ХАМАСа. И только сейчас, когда группировка проявила свое понимание реальности в полной мере, стало ясно, что нужны были две палестинских политики.

У Израиля никаких особых проблем с этими двумя политиками нет. Это политика осторожного диалога с Аббасом и адекватного ответа ХАМАСу. Нет особых проблем и у Запада. Не поддерживавшие контакты с группировкой американцы и европейцы не скрывают своей готовности помочь глава Палестинской автономии и изолировать ХАМАС. По большому счету, то, чего хотят на Западе - это возвращение к статус-кво: власть Аббаса и уничтожение радикалов либо их изоляция в Газе. Но если Россия поддержит эту концепцию, то ей вряд ли удастся в будущем возвратить себе роль переговорщика с радикалами. А ведь гарантий того, что ХАМАС удастся додавить, нет, и уже через недолгое время мы можем стать свидетелями очередного недолгого палестинского перемирия. Искушение поучаствовать в процессе в роли посредника может быть достаточно велико. Но готова ли сегодня Москва вести себя, как правительства некоторых арабских стран, поддерживать контакты с окопавшимся в Газе кабинетом Исмаила Хании и демонстрировать, что смещенное главой автономии правительство все еще живо и имеет собеседников в мире? Или же на этот раз Россия будет сверять свои шаги с партнерами по ближневосточному урегулированию?

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна