16.02.2007 |

Эстонский президент отложил общественный раскол

Парламент Эстонии в четверг принял в третьем, окончательном чтении закон "О сносе запрещенных сооружений", разрешающий демонтаж памятника советскому Воину-освободителю Таллина от нацистов. Законопроект еще в стадии разработки вызвал серьезную полемику внутри самого эстонского парламента и ожесточенную критику со стороны России. На размышление президенту Эстонии по конституции отводится 14 дней, по истечении которых он должен подписать закон или возвратить его на доработку. Спустя почти 5 часов из канцелярии президента Тоoмаса Хендрика Ильвеса пришло сообщение, что глава государства не подпишет принятый парламентом закон, поскольку он противоречит конституции страны. Чем вызвано решение президента? К каким последствиям для двусторонних отношений оно может привести? На вопросы «Политком.ру» отвечает научный руководитель РНИ «Общественный договор» Денис Драгунский:

- Какими причинами может объясняться решение эстонского президента?

- Это решение вызвано тремя причинами. Первая состоит в том, что закон, подготовленный эстонским парламентом, действительно, очень непристойный. Всем понятно, что сносить исторические памятники – нехорошо. И, поскольку, президент находится над партийными интересами, то он счел за лучшее – не подыгрывать этим настроениям.

Во-вторых, закон был принят парламентом с перевесом в два голоса, а не в двадцать, и ответственный президент такой закон не должен подписывать, потому что понятно: перевес в два голоса при отсутствии воздержавшихся означает раскол в парламенте, отражающий раскол в обществе по этому вопросу. Подписать такой закон – усилить раскол.

И третья причина заключается в том, что этот закон вызвал резкую критику Евросоюза, была даже осуждающая резолюция бельгийского парламента по этому поводу. Я сразу скажу, что позиция России по этому вопросу сыграла гораздо меньшую роль, поскольку на нее эстонцам наплевать совершенно, но мнение Европы они вынуждены учитывать, а в этой ситуации – тем более, поскольку не могли же они позволить себе оказаться между двух огней.

- Отклоненный закон – не единственный в череде «антироссийских» (а российский правящий класс называет их «профашистскими») законов и решений, принятых или обсуждаемых в последнее время в Эстонии. Решение президента окажет сдерживающее воздействие на эстонских политиков?

- Думаю, что нет. Будет еще сильный общественный раскол по этому поводу, который приведет к поляризации общественных настроений, а, возможно, что и к переменам во власти и к правительственному кризису. В любом случае, такая политика пока продолжится, политические партии еще не скоро отпустят этот мяч – это самый замечательный мяч, которым можно перекидываться, набирая себе политические очки. Потому что тема эта всем интересна и всех касается.

- Известно, что российская сторона очень болезненно реагирует на подобные вещи. Чем вызвана такая реакция?

- Думаю, что преимущественно соображениями морального порядка. Ведь это значимая часть нашей не только имперской, но и исторической национальной идентичности. Всегда приятно, когда, например, в Голландии открывают памятник Петру Первому или Пушкину. А тут сносят памятник русскому солдату! Конечно, это оскорбительно. Такие вещи часто бывают важнее каких-то поставок и экономических соглашений, потому что они напрямую влияют на самочувствие правящего класса и всей. Народ такие вещи не забывает и всегда, если что, может припомнить правителю, что он не смог окоротить тех, которые «издеваются над нашими монументами».

- Есть ли шанс, что после сворачивания этого законопроекта отношения между Россией и Эстонией улучшатся?

- Вряд ли. Отношения не улучшатся, поскольку, как мы уже говорили, этот закон – не единичный случай такой политики. Но, по крайней мере российские политики, получат возможность выражать удовлетворение тем, что по этому вопросу в Эстонии возобладал здравый смысл. В России это решение будет восприниматься как уступка (если всю ситуацию воспринимать как борьбу), что само по себе несколько смягчит остроту отношений.

Подготовила Любовь Шарий

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна