02.02.2007 | Николай Пахомов

Интересы – национальные, амбиции - сверхдержавные

Со времён «холодной войны» существует практика анализа не только внешней политики, но и лидеров, её разрабатывающих и осуществляющих, на основе их публичных выступлений. Большая ежегодная пресс-конференция Владимира Путина предоставила достаточно материала для этого. Если ориентироваться на вчерашнее выступление российского президента, можно сделать два основных вывода. Во-первых, Россия больше не стесняется того факта, что у неё есть национальные интересы, которые необходимо защищать в борьбе с другими участниками международных отношений. Во-вторых, Москва всё активнее будет претендовать на статус сверхдержавы, который в теории международных отношений означает наличие у данного государства обоснованных интересов почти во всех регионах планеты.

Лучшая иллюстрация первого тезиса – ответ Владимира Путина на вопрос о внешнеполитических итогах года, заданный почти в начале пресс-конференции. «Что касается наших отношений с другими государствами, то мы в целом удовлетворены тем, как они развиваются. И, знаете, хвалить или получать удовольствие от того, что тебя нахваливают, когда ты предаешь национальные интересы, очень просто, а выстраивать прагматичные отношения на деловой основе, защищая национальные интересы, не всегда удается без определенного напряжения и нервотрепки. Но я в таких случаях всегда вспоминаю одну известную старую мудрость: «Ты сердишься – значит, ты не прав», - подчеркнул президент, размышляя о часто высказываемом недовольстве других стран российскими действиями на международной арене.

Об инструментах, которые будет применять для защиты своих интересов Россия, Путин говорил меньше. Очевидно, что будут они экономическими. Среди прочего, российский президент подтвердил предположение, что нынешнее состояние мировой экономики даёт России возможность активнее выступать за либерализацию международной торговли, что не только позволит российским компаниям рассчитывать на новые прибыли, но и укрепит престиж нашей страны в глазах развивающегося мира. «Вы посмотрите, что происходит в сельском хозяйстве: субсидирование сельского хозяйства – миллиардное в Евросоюзе. <…> Нас-то на эти рынки не пускают. Ведь это когда возникло? Когда мы были исключительно потребителями импортного продовольствия, у нас не было практически своего сельского хозяйства, оно было нулевое. А сейчас у нас экспортный потенциал появился. <…> Нас не очень-то ждут на традиционных рынках, никому это не нравится. Но мы терпеливо будем договариваться», - прокомментировал президент ситуацию с российским сельскохозяйственным экспортом. Однако схожая ситуация уже сложилась или может сложиться в самом ближайшем времени и на других международных рынках. Не будем при этом забывать, что либерализация сырьевых рынков (главным образом сельскохозяйственных, но не только их)- давнее требование большинства государств развивающегося мира.

Хорошей иллюстрацией глобальной экспансии российской дипломатии стал ответ Путина на вопрос «Аль-Джазиры» о его предстоящем визите в регион Персидского залива, первом для российских руководителей. Российская внешняя политика активизировалась в последние несколько лет не только в географически близких к России регионах Дальнего Востока и Восточной Европы, но и в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Африке. Теперь, похоже, стоит ждать подвижек в отношениях с государствами Персидского залива.

Впрочем, дружественных стран, действия которых Москва готова безусловно поддерживать всегда и при любых условиях, сегодня не существует. В этом мог убедиться иранский журналист, поинтересовавшийся, как Владимир Путин собирается «работать с западными коллегами с тем, чтобы убедить их приступить к решению так называемой иранской ядерной проблемы исключительно мирными способами и в ходе переговорного процесса». «Мы собираемся работать как с западноевропейскими партнерами, так и с американскими, но и с иранскими тоже», - парировал Путин, словно напоминая о поддержке Россией резолюции Совета Безопасности ООН, вводящей санкции против Исламской Республики.Далее. Россия будет вмешиваться в отдельные конфликты лишь настолько, насколько это отвечает её национальным интересам. «Мы не можем никому навязывать никаких способов выхода из сложившейся ситуации. Потому что если мы только попробуем это сделать, если навяжем какое-то решение, мы, может быть, на века испортим отношения либо с армянским, либо с азербайджанским народом. Не надо на нас перекладывать эту проблему. Вы должны сами найти приемлемый вариант выхода из этой ситуации», - напомнил Путин азербайджанскому журналисту, поинтересовавшемуся, насколько Москве дорого стратегическое партнёрство с Азербайджаном.

Резюмируя, можно заметить, что каких-то новых, сенсационных заявлений по поводу российской внешней политики российский президент, безусловно, не сделал. Общаясь с журналистами, Владимир Путин лишь подтвердил неизменность избранных некоторое время назад российской дипломатией целей. Такое постоянство само по себе заставляет другие страны считаться с российской внешней политикой. Но самый главный фактор роста российского влияния в том, что ресурсов для достижения своих целей у Москвы становится с каждым годом всё больше.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна