29.01.2007 | Татьяна Становая
25 января на заседании правительства РФ были одобрены поправки в Бюджетный кодекс, закрепляющие проведение бюджетной реформы. Бюджетная реформа предусматривает переход на трехлетнее планирование. По мнению министров, переход к среднесрочному планированию должен стать фактором макроэкономической стабильности и предсказуемости, облегчит реализацию масштабных долгосрочных программ. Принятие трехлетних бюджетов также снижает политизированность бюджетного процесса: влиять на его коррекцию политическим партиям в Госдуме станет намного сложнее.
Минфин особо подчеркивает, что бюджетный процесс станет более прозрачным: теперь все бюджетные инвестиции в объекты стоимостью более 10 млрд. рублей будут записываться отдельными строками в законе о федеральном бюджете. Инвестиции в объекты стоимостью от 100 млн. рублей до 10 млрд. рублей - отдельными строками в составе сводной бюджетной росписи.
Бюджетная реформа идет уже несколько лет. Ее основная цель – переход от сметного принципа к целевому. Бюджетные статьи будут разделены на «действующие» и «принимаемые» обязательства, а сам проект федерального бюджета будет проходить в Госдуме не четыре, а три чтения, что должно, с одной стороны, ускорить процесс утверждения бюджета, а с другой - снизить возможности лоббистов. Министр финансов Алексей Кудрин объяснил, что принятие новых обязательств будет возможно только при гарантировании их 100-процентного исполнения. А это становится мощным барьером для роста расходов. Не случайно Алексей Кудрин заверил, что в следующем году рост расходов значительно снизится.В действительности в последнее время бюджетная политика России значительно ослабла. Расходы растут на 20-25% в год, несмотря на сопротивление министра финансов. Хотя важно признать, что Кудрин выиграл практически у всех лоббистов, кроме одного, но главного – Кремля. Как правило, рост расходов происходит вследствие реализации политически важных социальных проектов, которые инициируются именно президентом. Минфин в то же время сумел отстоять сохранность Стабфонда, хотя давление на него постоянно растет: практически вся политическая элита солидарно с обществом выступает за использование средств Стабфонда внутри страны. Кудрина выручала только политическая поддержка со стороны президента.
Судя по всему, министр финансов устал отбивать попытки потратить Стабфонд, в результате Минфин вышел с инициативой создать «прикосновенный» аналог, который переключил бы внимание лоббистов со Стабфонда на новый объект. Теперь на второй и третий годы трехлетнего бюджета будет закладываться резерв в размере 5% от «публичных расходов». При возникновении новых приоритетов, новых важных программ необходим некий резерв для того, чтобы финансировать такие программы, заметил Кудрин. «Это не резервный фонд в прямом смысле слова, это некий резерв, чтобы был зазор на внедрение новых, наиболее важных программ, которые возникли в ходе трехлетки», - пояснил министр. Создание такого резерва очень важно в условиях зависимости России от внешнеэкономической конъюнктуры, а также нестабильности макроэкономических факторов. Скорее всего, резерв станет тем самым ресурсом, который преемник сможет потратить при необходимости принятия антикризисных мер. Кроме этого правительство решило ввести максимальный уровень закладываемого в бюджет дефицита. Михаил Фрадков сообщил, что кабинет министров предлагает ограничить дефицит бюджета двумя процентами от величины ВВП. Эта норма будет закреплена поправками в Бюджетный кодекс.
Планируется, что первый трехлетний федеральный бюджет будет принят уже в 2007 году на следующую трехлетку 2008-2010. Причем по требованию президента бюджет должен быть принят до начала избирательной кампании в Госдуму. По данным Минфина, не исключено, что бюджет поступит в Госдуму чрезвычайно рано, уже в апреле - это будет абсолютным рекордом за всю современную историю Россию. В то же время, по словам замминистра финансов Татьяны Голиковой, правительство хочет отказаться от жесткого регулирования сроков подготовки и внесения проекта федерального бюджета в Госдуму. Полномочия по установлению таких сроков переходят к правительству.
Бюджетная реформа значительно усиливает полномочия Минфина в бюджетном процессе: снижает возможности ведомственных лоббистов, а также минимизирует парламентский лоббизм. Реформа вступит в силу только в следующем году и не станет препятствием для предвыборных расходов Кремля. Зато будущего президента и правительство новый Бюджетный кодекс должен заставить вернуться к жесткой бюджетной политике. Одобрение реформы является большой победой политики Алексея Кудрина. Законодательное ужесточение бюджетного процесса, возможно, является превентивной мерой против потенциального роста влияния провластных политических партий после 2008 года.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна