25.01.2007 | Николай Пахомов
Так получилось, что очередной доклад авторитетнейшей Международной группы по предотвращению кризисов, разбирающий перспективы разрешения ситуации в Абхазии, появился практически одновременно с выборами в Сербии. По итогам этих выборов должно быть создано правительство, главной задачей которого может стать противостояние всё более активным попыткам международного сообщества навязать Белграду независимость Косово. Читая исследование, посвященное противостоянию Абхазии и Грузии, в очередной раз можно убедиться в схожести абхазской и косовской проблем.
В целом очень квалифицированные работы Международной группы по предотвращению кризисов нередко отмечены заметной долей своеобразного романтизма и идеализма. Аналитики группы безапелляционно утверждают, что дружба между народами - единственное возможное нормальное состояние международных отношений, а любые разногласия могут быть сняты простым росчёрком пера или решением руководителей противоборствующих сторон.
Особенно заметна эта особенность в нынешнем докладе по Абхазии. Например, оказался совершенно не учтенным характер режима Михаила Саакашвили. На серьёзные уступки, которые рекомендуют авторы доклада официальному Тбилиси, грузинские власти не пойдут хотя бы потому, что в Грузии на сегодняшний день просто не успела сложиться традиция демократической дискуссии и уважения прав оппонентов.
К тому же для нынешних правителей Грузии восстановление территориальной целостности страны является главной политической задачей, санкцию на выполнение которой им дали избиратели. Даже руководители экономически достаточно благополучной Сербии не решаются пойти на уступки международному лобби, которое настаивает на косовской независимости. Михаилу Саакашвили же, кроме возвращения территорий, предложить своим избирателям больше нечего - если не считать лозунгов о грядущей триумфальной экспансии грузинского вина и мандаринов на мировые рынки.
Или, например, авторы доклада рекомендуют Грузии снять экономическую блокаду с Абхазии для нормализации отношений между двумя сторонами конфликта. Но ясно, это будет способствовать улучшению экономической ситуации в непризнанной республике, следовательно, позиции абхазского руководства еще больше укрепятся. Ясно, что Грузия на такой шаг не пойдёт.
Также обращает на себя внимание, что в анализе Международной группы по предотвращению кризисов почти не прописан механизм, как будет отслеживаться выполнение тех разумных и полезных рекомендаций, которые даются исследователями. Российские миротворцы, как известно, грузинскую сторону не устраивают, а других желающих взять на себя тяготы возможной миротворческой операции, в том числе финансовые, немного. (При серьёзных усилиях, конечно, возможно собрать небольшой контингент, скажем, из прибалтийских государств. Но вряд ли такие миротворцы устроят Сухуми.)Трудно спорить с обращённой к Тбилиси рекомендацией реально признать Сухуми стороной конфликта. До сих пор Грузия ведёт полемику больше с Россией, что повлекло за собой серьёзный кризис в двусторонних отношениях и негативно сказалось на урегулировании абхазского конфликта. В качестве стимула для конструктивного поведения Тбилиси международному сообществу предлагается активнее вовлекать Грузию в процесс евро-атлантической интеграции. Однако, во-первых, есть серьёзные сомнения в том, что такой процесс сегодня вообще существует. Во-вторых, участие в нём для команды Михаила Саакашвили, напротив, будет являться ресурсом для активизации воинственной внешней политики.
Понятно, что чем дальше, тем больше ситуация вокруг Косово будет влиять на грузино-абхазский конфликт. Специалисты Международной группы по предотвращению кризисов по понятным причинам утверждают, что два этих случая друг от друга полностью отличаются (обоснования этого утверждения, разумеется, не приводится). Однако думается, что в самое ближайшее время события на Балканах и Кавказе будут всё активнее увязываться между собою уже не только исследователями, но и политиками. Первым в ряду которых уже стал Владимир Путин.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна