19.01.2007 | Виталий Портников

Вето № 2

Президент Украины Виктор Ющенко наложил повторное вето на закон о Кабинете министров, принятый парламентом после первого наложения вето. Теперь депутатам предстоит вновь проголосовать за отклоненный главой государства законопроект – а значит, вновь придется договариваться Партии Регионов премьера Виктора Януковича и Блоку Юлии Тимошенко. На время дележа полномочий между ослабевшим президентом и усиливающимся премьером именно у Юлии Тимошенко оказалась «золотая акция», которой ранее успешно воспользовался Александр Мороз.

Пропрезидентская «Наша Украина» вновь предлагает БЮТ «основы сотрудничества», а антикризисной коалиции теперь придется вернуться к обсуждению закона об оппозиции, в нынешней редакции предоставляющей сторонникам Тимошенко важные рычаги лоббистского влияния. После преодоления первого президентского вето представители антикризисной коалиции уже стали говорить о том, что одобренный в первом чтении закон вряд ли может быть принят в предложенной оппозиционерами редакции. Но сейчас ситуация вновь меняется: по крайней мере, преодоление очередного президентского вето может быть обменено на очередное чтение закона об оппозиции. И так – до конца. До конца конституции.

Впрочем, борьба вокруг закона не должна заслонять главного: никакого безвластия на Украине нет. Есть власть, и это – власть правительства. И без закона о правительстве президент может немногое. И в своей дискуссии с премьером, по крайней мере, на словах, стремится к сохранению лица, а не к получению власти. Единственное, чего требует Ющенко от парламента сегодня – это изменить статьи закона о Кабмине, противоречащие конституции. И действительно: парламентарии зафиксировали нормы, фактически превращающие Ющенко, как и преемников действующего главы государства, в «президента на две недели» - если президент по каким-то причинам «не успевает» внести в парламент кандидатуры, утверждающиеся по его представлению, Верховная Рада без тени сомнения берет его функции на себя. В какой конституции депутатам удалось найти это право подмены президента, осталось неизвестным.

Впрочем, и сам президент Украины научился трактовать конституцию по своему разумению. В Основном законе страны нет указания, что министр иностранных дел должен быть смещен с должности по согласованию с президентом (хотя относительно руководителя СБУ такая норма существует, так что вряд ли о министре иностранных дел «забыли»). Тем не менее, и после смещения парламентом Бориса Тарасюка Ющенко продолжил считать его министром, а сам глава внешнеполитического ведомства продолжил активную деятельность. То, что особый взгляд президента на конституцию может вызвать косоглазие у депутатов, как-то не учитывалось, как никогда не принималось в расчет обстоятельство, что избрание Ющенко президентом при условии поддержки им конституционной реформы станет началом длительного политического кризиса в стране.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна