12.12.2006 | Николай Пахомов

Латиноамериканская интеграция: много слов, мало дела

Не стоит удивляться, что саммит латиноамериканских лидеров, состоявшийся на этих выходных в боливийском городе Кочабамба, не вызвал особого отклика в мировых СМИ. Конечно, латиноамериканцы, руководители в этом смысле не исключение, люди горячие и очень душевные. С большим удовольствием президенты собираются вместе, тепло общаются, принимают красивые декларации о начале региональной интеграции, однако как только дело доходит до реализации таких заявлений, энтузиазм этот быстро проходит. Причём в обозримой перспективе вряд ли ситуация изменится к лучшему.

Лидеры могут заявлять всё, что им угодно, другое дело, что условий для возникновения в Латинской Америке прочного хотя бы экономического союза сегодня ещё не существует. Хозяин нынешнего саммита боливийский президент Моралес с присущей ему прямотой провозгласил, что ждёт возникновения на юге Западного полушария интеграционного объединения, схожего с Европейским Союзом.

Для развития событий по такому пути в Латинской Америке оснований сегодня немного. Пожалуй, единственным фактором, способным сделать страны ближе, являются природные богатства Южной Америки. Именно на это обратил внимание Моралес, приветствуя своих гостей. Ресурсы, конечно, важны, но одной идеи их совместной разработки и использования будет явно недостаточно.

Что же стоит на пути латиноамериканской интеграции? Во-первых, бросается в глаза различие в уровне развития стран континента. Дело здесь даже не в том, что богатые Чили, Аргентина и Бразилия не захотят помогать бедным Боливии, Никарагуа или Парагваю. Чем больше отстающие в своём экономическом развитии государства начинают сотрудничать с экономическими тяжеловесами, тем больше они попадают в зависимость от последних, а именно идеи «справедливых международных отношений» и «самостоятельности» провозглашены тем же Моралесом в качестве основных для его политики.

Есть и другая сложность – слишком много между латиноамериканскими странами сегодня сохраняется явных или латентных конфликтов вплоть до острых споров о границе, как, например, между Чили и Боливией. К тому же из истории Европейского Союза известно, что наиболее успешно региональная интеграция идёт тогда, когда развивается она вокруг небольшой группы экономических лидеров, решительно и однозначно вставших на путь экономического сотрудничества. ЕС фактически стал результатом твёрдого решения элит Франции и Германии прекратить давнюю конфронтацию и обратиться к экономическому партнёрству, которое было принято после Второй мировой войны.

Ничего похожего в Латинской Америке сейчас не существует. До сих пор робкие интеграционные усилия были и вовсе разделены. На западе континента Андское сообщество, инициированное Боливией, Эквадором, Колумбией и Перу фактически приказало долго жить, когда Чавес объявил о выходе из него своей страны. (Венесуэльскому президенту не понравилось, что Перу и Колумбия заключили соглашения о свободной торговле с США). На востоке Южной Америки лет десять назад казавшаяся очень перспективной организация МЕРКОСУР, в которой состоят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай, тоже так и не смогла реализовать хоть какую-то серьёзную программу экономического сотрудничества.Но даже эти трудности по большому счёту значения не имеют. Главная проблема заключается в другом: наибольшие сторонники интеграции, например, Моралес и Чавес, ярые противники идеи свободной торговли, которая делает такую интеграцию особенно эффективной, в то время как более рыночно ориентированные страны с «левыми» руководителями во главе, например, Аргентина, Бразилия, Чили, так и не могут понять, чего же хотят их более радикальные соседи с харизматичными президентами во главе. Кстати говоря, латиноамериканский саммит в следующем году планируется провести в Венесуэле. Думается, что там красивых слов сказано будет ещё больше, а это значит, что шансов на начало реальной интеграции станет ещё меньше.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна