06.12.2006 | Николай Пахомов

ОБСЕ: начало конца?

Примечательно, что в ведущих мировых, в особенности западных, СМИ завершившаяся в Брюсселе встреча министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ оказалась практически не отражена. Более того, несколько глав внешнеполитических ведомств, включая Кондолизу Райс, на это совещание не приехали вообще, сославшись на важные дела. Трудно придумать лучшие свидетельства глубокого кризиса, поразившего организацию, бывшую одним из важнейших дипломатических институтов времён «холодной войны». Если же попытаться проанализировать нынешнюю работу ОБСЕ подробнее, то и вовсе появляется мысль, что ради сохранения хорошей памяти о прошлых заслугах ОБСЕ было бы лучше и вовсе распустить…

Один из дипломатов после встречи в бельгийской столице пожаловался журналистам на то, что, хотя принятие каждого заявления ОБСЕ сопровождается сейчас многочасовыми спорами по поводу любой запятой (только бы никого не обидеть) как в старые добрые времена «холодной» войны, согласованные заявления почти никто не читает, а образчики дипломатического умения исписывать кипы бумаги, ничего при этом не сказав по сути, остаются без всякого внимания публики.

Поспорить же дипломатам стран-членов ОБСЕ было о чём. Прежде всего, так и не ясно, чем же Косово отличается от Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Если край свободолюбивых албанцев семимильными шагами движется к обретению признанной большинством международного сообщества независимости, то убедительного повода отказать в праве на самоопределение двум кавказским территориям и ПМР дипломаты придумать никак не могут.

Головной боли добавляет и Россия, которую в кулуарах нынешней встречи обвиняли в поддержке режимов, мятежных, с точки зрения официальных Кишинёва и Тбилиси. В ответ же российские представители во главе с министром Лавровым разумно спрашивали, какое решение может предложить ОБСЕ для замороженных конфликтов на постсоветском пространстве. Кстати сказать, миссии ОБСЕ работают и в Косово, и на Кавказе, и в Приднестровье с момента прекращения там боевых действий, но вот реальных успехов у этих представительств что-то не наблюдается.

Ещё одной интригой завершившейся встречи ОБСЕ стала попытка Казахстана стать председателем этой организации в 2009 году. Хотя в лицо казахским дипломатам вежливые европейцы и американцы отказать не решаются – нефтяные запасы республики всё-таки впечатляют, – но и соглашаться не торопятся. Понятно, что для амбициозного казахского руководства во главе с Назарбаевым такое председательство было бы очень приятно и символично с точки зрения повышения своей международной легитимности. Однако теперь, похоже, Астане надо будет подождать условий получения желанного председательства в почти не работающей организации, которые будут сформулированы Вашингтоном и Брюсселем.

Положение ОБСЕ сегодня действительно печально. С большим трудом можно сказать, какую же роль сейчас играет эта организация в мире. Правда, для России значение она всё-таки имеет: заблаговременно можно узнавать обвинения, которые западная общественность, а за ней, что иногда случается, и западные официальные лица выдвинут против официальной Москвы на других, более серьёзных переговорных площадках.

В целом же придумать задачи для ОБСЕ сегодня почти невозможно. Скажем, после нынешнего совещания в Брюсселе деклараций о целях ОБСЕ и путях их достижения было принято несколько. Вот только для решения почти всех этих задач существуют другие международные организации с возможностями куда серьёзней.

Трудно ожидать, что ОБСЕ, например, станет эффективным инструментом борьбы с международным терроризмом, который пока не по зубам ни НАТО, ни США, ни ООН, или в разы увеличит темпы международного экономического сотрудничества. Кто знает, может, к 2009 году, когда Казахстан планировал получить председательство в организации (если она к тому времени ещё будет существовать), сами казахские руководители и дипломаты такую роль на себя взять постесняются.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна