29.11.2006 | Татьяна Становая
Вчера по итогам саммита СНГ в Минске президент России Владимир Путин сообщил, что Москва и Минск договорились о создании совместного предприятия «Газпрома» и «Белтрансгаза» на паритетной основе. Скорее всего, оно будет создано до конца 2006 года. Столь сенсационная новость, которая во многом перебила негативное впечатление от саммита, на первую же проверку оказалась не такой уж и состоятельной. Однако оптимизма в перспективе создания СП все же прибавилось.
«Газпром» вместе с «Белтрансгазом» образуют совместное предприятие 50 на 50», - пояснил Путин журналистам на пресс-конференции в Минске. «Надеюсь, что это будет сделано в ближайшее время, конечно, до нового года», - заявил Владимир Путин. Однако подробностей не последовало. Российский президент лишь отметил, что между двумя странами «есть понимание того, как можно решать проблемы, в том числе в области энергетики». Все это практически никак не отличает нынешнюю ситуацию в энергетических отношениях двух стран от ситуации до саммита.
Напомним, что о создании СП Владимир Путин и Александр Лукашенко договорились еще апреле 2002 года. Россия тогда пообещала поставки газа Белоруссии по внутрироссийским ценам – в результате она была снижена с 30 до 22-25 долларов за тыс кубометров. Белоруссия же обещала передать «Газпрому» 50% акций «Белтрансгаза». Однако стороны разошлись в их оценке.
На протяжении почти четырех лет Россия и Белоруссия находились в непростых отношениях во многом из-за нежелания Лукашенко продавать «Белтрансгаз» по «заниженной» цене, а также нежелания России «переплачивать». Москва готова торговаться в районе 1,5-2 млрд. долларов за «Белтрансгаз», Лукашенко же в последнее время значительно поднял свои ставки. Недавно он заявил, что компания стоит около 17 млрд. долларов – сумма, названная в администрации президента «Коммерсанту» «абсурдной». Разрешить спор должен независимый оценщик ABN Amro. Однако проблема состоит в том, что независимый оценщик должен подготовить несколько оценок «Белтрансгаза». Это означает, что выбор из предложенных вариантов цены вновь оказывается в зависимости от политической воли лидеров России и Белоруссии. Оценка была представлена 24 ноября в Минске представителям «Газпрома», однако стороны заключили соглашение о конфиденциальности (одной из причин стала отставка зампреда правления ОАО «Газпром» Александра Рязанова). Поэтому сегодня интрига отношений двух стран состоит в том, согласятся ли они принимать за основу оценку ABN Amro, и если да, то какая именно оценка будет выбрана из предложенных.
До последнего момента создавалась впечатление, что независимая оценка не рассматривается Лукашенко в качестве ориентира. 10 ноября в Москве прошла многочасовая встреча президентов России и Белоруссии, где, как рассказал потом Лукашенко, он назвал оценку ABN Amro лишь «точкой отсчета», а справедливой ценой обозначил 17 млрд. долларов. Спустя несколько дней, Лукашенко предложил компромисс: он объявил, что белорусская сторона готова обменять половину «Белтрансгаза» на добычу в России 10 млрд. кубометров в год. Как писал «Коммерсант», по мнению экспертов, это соответствует оценке 50% «Белтрансгаза» в 4,3 млрд. долларов.
Буквально за несколько дней до саммита Лукашенко также пригрозил введением страной пошлины за транзит грузов в Россию и из России. Активизировались переговоры с Азербайджаном, который мог бы стать импортером нефти и газа в Белоруссию. В ответ на это «Газпром» провел переговоры с украинским министром топлива и энергетики Юрием Бойко: стороны обсуждали перспективы увеличения транзита газа через Украину за счет сокращения объемов через Белоруссию.
Таким образом, накануне самого саммита СНГ отношения России и Белоруссии не были близки к разрешению конфликта. Это подтвердил и тот факт, что вчера премьер-министр России Михаил Фрадков отказался принять своего белорусского коллегу Сергея Сидорского, прибывшего в Москву. Вряд ли это стало бы возможным на фоне успешного завершения переговоров Владимира Путина и Александра Лукашенко.
Тем не менее, надо признать, что и Россия, и Белоруссия ориентированы на то, чтобы найти компромисс до Нового года. Еще совсем недавно вице-премьер правительства Белоруссии Владимир Семашко заявил, что до конца года «при наличии политической воли» Белоруссия и Россия успеют создать СП, от которого зависит успех переговоров по ценам на газ для Белоруссии в 2007 году. Обнадеживают и слова Владимира Путина, который вчера заявил, то Россия и Белоруссия готовы принять независимую оценку «Белтрансгаза», «какая бы она ни была». Учитывая, что президенту эта оценка уже известна, Россия с ней, по сути, соглашается. Однако подтвердить то же самое Лукашенко вчера не мог. Тем не менее, Владимир Путин дал понять, что на государственном уровне стороны уже выходят «на окончательные решения».
Очевидно, что для России оценка «Белтрансгаза» имеет меньшее значение, чем для Белоруссии. Россия получает возможность манипуляции с помощью цен на газ. Чем выше будет оценка, тем выше окажутся и цены на газ. Неслучайно, чем выше, по слухам оценивался «Белтрансгаз», тем выше поднималась планка стоимости газа для Минска. «Что касается наших внешних партнеров, в том числе Белоруссии, то часть цены мы будем капитализировать в стоимость «Белтрансгаза» при создании СП», - пояснил вчера российский президент. В этом случае цена газа как раз может оказаться на уровне 110-140 долларов за тысячу кубометров, что вполне устроит Лукашенко. Однако при этом ему придется отдать 50% «Белтрансгаза». Экономическая зависимость от России в данном случае заставит его принять московские правила игры. Поэтому и до отключения газа вряд ли дойдет: Москва сейчас не хочет лишний раз давать повод сомневаться в ее репутации надежного поставщика энергоресурсов.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна