21.11.2006 | Виталий Портников
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад предложил провести в Тегеране трехсторонний саммит руководителей Ирана, Сирии и Ирака, посвященный стабилизации ситуации в регионе. Уже известно, что на тегеранскую встречу прибудет президент Ирака Джалал Талабани. Участие президента Сирии Башара Асада под вопросом – и не только из-за отсутствия его собственной реакции, сколько из-за стремления властей в Багдаде договариваться прежде всего с Тегераном.
Только на днях премьер-министр Ирака Нури Малики, проводивший переговоры с министром иностранных дел Сирии Валидом Муаллимом, призвал сирийские власти положить конец терроризму на границе. Но, впрочем, определенные шаги к иракско-сирийскому примирению тоже уже сделаны: во время пребывания Муаллима в Багдаде было объявлено о восстановлении дипломатических отношений между Ираком и Сирией, прерванных более 20 лет назад.
И Иран, и Сирия не имели оснований сожалеть о крахе режима Саддама Хусейна. Для Ирана это был режим, преследовавший шиитов и участвовавший в кровопролитной войне с исламской республикой. Для Сирии – власть, установленная альтернативной фракцией Партии арабского социалистического возрождения. Из борьбы большевиков и меньшевиков в России известно, как соперничающие фракции относятся друг к другу. Однако крах Саддама под ударами войск союзников – тоже не лучший вариант для Тегерана и Дамаска. С момента смены власти в Багдаде иранские муллы и сирийские баасисты находятся перед выбором – содействовать стабилизации ситуации в Ираке, избавленном от Хусейна, или же делать все для дестабилизации власти в стране, контролируемой американцами. С появлением на сцене новых иранских властей вопрос выбора только усиливается: ясно, что со стратегической точки зрения ухудшать отношения с иракцами не следует – тем более что в перспективе они могут рассчитывать на западную поддержку, которой лишены Иран и Сирия. Но и помогать иракцам не очень хочется – если американцы уйдут, оставив за собой стабильный Ирак, это станет плохим примером для населения Сирии и Ирана.
Предложение Ахмадинежада является своеобразным ответом на недавнее заявление британского премьера Тони Блэра, говорившего о новом партнерстве для Ирана и Сирии. Но одновременно оно демонстрирует и внутреннюю обеспокоенность иранских властей. При всей ненависти к американцам им было бы куда выгоднее иметь на своих границах стабильный Ирак, основное влияние в котором принадлежит шиитской общине. Каждая новая неделя нестабильности увеличивает шансы на раскол страны, уход курдских районов и – в результате – исчезновение сильного государства в обозримой перспективе. Иранцам это не очень нужно. Не нужен такой исход событий и сирийцам: не только потому, что Вашингтон может счесть их ответственными за раскол Ирака в результате поддержки регионального терроризма, но и потому, что такая нестабильность может дать толчок дестабилизации в самой Сирии. Но, с другой стороны, дать шанс Ираку – означает дать шанс Бушу. Что выберут на саммите в Тегеране?
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна