10.11.2006 | Николай Пахомов
Победа демократов на промежуточных парламентских выборах в США была легко предсказуема. С куда большим интересом наблюдатели ожидали, какова будет реакция на эту победу команды президента Буша. Ожидания любопытных сдвигов оправдались – в отставку отправлен Дональд Рамсфельд, один из самых видных деятелей нынешней администрации. Выдвинутый Бушем на пост главы Пентагона Роберт Гейтс персона достаточно любопытная - хотя бы потому, что от Рамсфельда он очень отличается.
Стиль и политика подавшего в отставку министра-неоконсерватора известны. Хотелось бы лишь отметить, что начатая после событий 11 сентября 2001 года война с международным терроризмом серьёзно изменила его планы. Считалось, что за время президентства Буша Рамсфельд попытается реформировать американские вооружённые силы таким образом, чтобы они примерно на два поколения опережали армии всех других государств мира. Мобильность, опора на новейшие технологии и эффективность должны были стать фирменным знаком американской армии.
Но с началом противостояния с террористами стало не до реформ. Тем более что Рамсфельд оказался решительным и жёстким человеком, предпочитающим, как и другие неоконсерваторы, интервенционизм во внешней политике. Очень быстро стала очевидна ограниченность такого интервенционизма – враждебный интересам США режим можно оперативно ликвидировать, но вот только так и не был найден ответ на вопрос, что делать со странами таких режимов дальше.
У Гейтса другой, куда более осторожный подход. Большинство экспертов называет его одним из лучших американских аналитиков. Он выходец из простой семьи, достигший самых высоких постов благодаря своему усердию, желанию и способности слушать других, быстро усваивая новое. (Пригодятся ему эти умения и на новом посту. Кое-кто спешит заявить, что с военной жизнью он знаком лишь как внешний наблюдатель, однако при этом понятно, что в случае утверждения Сенатом, по крайней мере, первое время он сделает всё, чтобы вникнуть в вопросы управления самой сильной армией планеты).
Карьера Гейтса развивалась с ориентацией на структуры разведки, где эксперты-аналитики традиционно очень востребованы. Вершиной этой карьеры стал пост директора ЦРУ в 1991-1993 гг. Любопытно, что изначально Гейтс специализировался на изучении Советского Союза, а примерно с середины семидесятых годов стал больше внимания уделять Ближнему Востоку в целом и Ирану в частности.
Очевидно, что Гейтс относится к числу сторонников более осторожного подхода к вопросу активного вмешательства Вашингтона в дела других государств. На протяжении последнего времени он несколько раз выступал с не острой, но последовательной и конструктивной критикой действий США в Ираке, и радикальной позиции официального Вашингтона по отношению к Ирану.
Такой подход делает кандидатуру Гейтса приемлемой и для демократов, получивших большинство в Сенате, где предложение Буша ещё должно быть утверждено. Конечно, сейчас видные сенаторы от демократической партии делают воинственные заявления, обещая во время обсуждения перед голосованием устроить Гейтсу форменный допрос с вопросами типа: «Как и когда мы уйдём из Ирака?».
Однако кандидатура Гейтса, до сих пор занимавшего спокойный и очень высокооплачиваемый пост президента элитного техасского университета A&M, безусловно, компромиссная. Революционных изменений от него никто не ждёт. Его задачи – постараться исправить ошибки, допущенные администрацией Джорджа Буша, и привести в порядок Пентагон для следующего министра обороны, который будет назначен уже через два года, после следующих президентских выборов. Именно следующий министр будет реформатором, Роберт Гейтс же лишь станет своеобразным «пожарным», призванным сделать, например, положение в Ираке не таким тяжёлым для США.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна