11.10.2006 | Виталий Портников
Президенты России и Казахстана решили отложить – всего-то на месяц – запланированный на октябрь в Минске саммит СНГ. Решение Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева уже вызвало гнев Александра Лукашенко, неудовольствие украинского МИДа – и это, вероятно, еще не конец удивленно-возмущенного реагирования: пока что в истории СНГ еще не было случая, чтобы два президента так просто решали за остальных, что им делать, так легко решались на перекройку чужих графиков. Но, с другой стороны, Путин и Назарбаев поступили совершенно правильно.
Если бы саммит СНГ состоялся бы вовремя, наблюдатели привычно бы констатировали, что организация не функционирует, и лидерам входящих в нее стран незачем встречаться. А так – сколько шуму! Для того чтобы доказать остальным, что покойник скорее жив, чем мертв, нужно протащить его по дипломатическим коридорам.
На постсоветском пространстве, как это нередко случается, пока что не заметили, что ситуация вокруг СНГ изменилась. Еще недавно организацию называли президентским клубом по интересам и считали, что весь смысл – в общении глав государств. Сейчас же потеряло всякий смысл именно это общение. В рамках СНГ подписаны тысячи документов, сотни из них действуют, однако речь идет именно о механизмах, придуманных для того, чтобы после краха Советского Союза крыша большого здания не упала на головы оставшихся жить в разных квартирах.
Поддержание работоспособности придуманных механизмов – до того момента, когда заработают новые – задача чиновников, а не президентов. Президенты как раз заняты поиском новых механизмов – и их намерения и интересы не всегда совпадают. О чем будет говорить на саммите СНГ Владимир Путин с Михаилом Саакашвили, и спрашивать нечего. Но и с хозяином саммита Александром Лукашенко российскому президенту предстоит непростой диалог. Назвать безоблачными переговоры с Виктором Ющенко, Владимиром Ворониным, Ильхамом Алиевым тоже нельзя. Между собой президенты также давно разошлись во мнениях и возможностях. И если можно рассчитывать на взаимопонимание в двустороннем диалоге или в рамках неких организаций, созданных на развалинах СНГ, то многосторонние переговоры – сущая декорация растущего непонимания и раздражения.
Когда-то президентам стран СНГ было интересно собраться вместе просто потому, что они были людьми одного круга, бывшими членами политбюро, кадровыми партийными работниками, говорившими на одном политическом языке. Даже Александр Лукашенко, руководивший всего лишь совхозом, а не ЦК республиканской компартии, смотрелся парией в этом кругу. Даже Леониду Кучме, бывшему директору завода, пришлось завоевывать в нем авторитет. Сегодня чужаков так много, что невозможно понять, кто свой. Президентами бывших советских республик работают очень разные люди. А оставшиеся ветераны откровенно недолюбливают друг друга. Так, может быть, лучше вообще не встречаться таким террариумом?
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна