15.09.2006 | Виталий Портников
Возможно, сообщения о покушении на жизнь первого заместителя председателя Центрального банка России Андрея Козлова выглядели бы не такими шокирующими, если бы не постоянное вбрасывание в общество концепции абсолютной, ничем не нарушаемой и не омрачаемой стабильности. С точки зрения российской реальности – той, которую можно наблюдать на улицах и офисах, а не на экранах телевизоров – поразительным может выглядеть не убийство Козлова, а как раз то, что чиновники столь высокого ранга гибнут в стране очень и очень редко. Впрочем, а что такое редко? К покушению на жизнь Анатолия Чубайса отнеслись столь легкомысленно именно потому, что председатель правления РАО «ЕЭС России», к счастью, остался жив. Андрею Козлову тоже могло повезти – и что же тогда, стабильность была бы сохранена до следующего, уже удачного покушения?
В России воспринимают как аксиому то, что эпоха бандитского капитализма прожита – и это при том, что до сих пор владельцы большей части самых больших состояний страны не в состоянии объяснить, откуда у них накопленные средства. Даже западные наблюдатели рассказывают своим зрителям или читателям истории о тотальном государственном контроле над бизнесом – и это при том, что в России трудно найти чиновника, который сможет понять, где заканчиваются интересы частного бизнеса и начинаются интересы государства, или, вернее, интересы политической элиты. То, что борьба за доступ к ресурсам, за место под солнцем на финансовом рынке не прекращалась ни на один день, стараются не упоминать ни сторонники, ни критики российской власти. Даже когда рушилось здание ЮКОСа, одни попытались объяснить происходящее банальной неуплатой налогов, а другие – политическими репрессиями власти, будто бы мешающей Михаилу Ходорковскому стать следующим президентом России. То, что оба эти подхода не соответствуют российской реальности, объясняющих уже не волновало. Так проще жить.
Вряд ли будут сделаны соответствующие выводы и из убийства Андрея Козлова. Хотя уже сам факт расправы киллером над высокопоставленным чиновником должен привести к целой серии решений. И к новому пониманию ситуации в стране. Ведь убийство Козлова – это четкий индикатор того, что эпоха бандитского капитализма не только не заканчивается, напротив – она в самом разгаре. Так как во время, считавшееся «самым разгаром», столь серьезных людей все же не убивали. А значит – либо находили способы с ними договориться и на них повлиять, либо могли примириться с теми или иными государственными решениями. Получается, что сегодня все эти возможности отсутствуют. Отсутствует и другое – профессиональная деятельность правоохранительных органов, которая должна состоять не только в раскрытии преступлений, но и в их предотвращении. И если в истории с Кондопогой можно говорить о недоработке в оценке системного явления взаимоотношений местного населения и приезжих – впрочем, не только в этом городе, но и во многих других регионах России – то убийство Козлова – это уже история с конкретным преступлением. Потому что покушение на первого заместителя председателя Центробанка должно было долго и тщательно готовиться. И тогда к чему спецслужбы, к чему особая служба охраны высших государственных лиц, к чему управление по борьбе с организованной преступностью, если с неугодным чиновником можно так просто расправиться?
Не следует воспринимать происшедшее с Козловым как единичный случай уголовной активности. Нет, это сигнал того, что ресурсы, которые тратятся на пропаганду стабильности, лучше использовать на ее действительное обеспечение. Иначе все чаще сквозь толщу телевизионных новостей будут прорываться факты, которые просто нельзя будет скрыть.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна