24.08.2006 | Иван Ярцев
В пятницу министры иностранных дел 25 стран ЕС, а также Верховный комиссар по вопросам внешней политики и безопасности Евросоюза Хавьер Солана встретятся в Брюсселе, чтобы, наконец, попытаться решить, какая стран, в каких объемах и в какие сроки примет участие в миротворческой операции в южном Ливане. ООН хочет, чтобы первые дополнительные миротворческие силы в количестве 3,5 тысяч человек были введены в регион уже 28 августа. Однако уже сейчас очевидно, что Италия может вслед за Францией отказаться от «почетной» должности страны-руководителя операции и практически отказаться отправлять войска в Ливан. По крайней мере, в том случае, если не удастся добиться для миротворцев четкого указания – не участвовать в разоружении «Хизбалла», боевики которой наверняка окажут сопротивление.
В четверг стало известно также о том, что Кувейт и другие арабские страны Персидского залива не направят своих военнослужащих в состав миротворческого контингента ООН на юге Ливана. Такое решение, как сообщает арабская пресса, принято странами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), куда входят Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовская Аравия.
По информации из дипломатических источников, причина принятия данного решения объясняется "официальной позицией ССАГПЗ, которая состоит в том, чтобы избегать любых контактов" с Израилем. Арабские страны Персидского залива считают, что в Ливане должны быть размещены воинские контингенты неарабских стран. При этом они и впредь намерены оказывать материальную и финансовую помощь Ливану в целях восстановления его разрушенной экономики. Таким образом, арабы практически полностью «дублируют» решение Германии, которая отказалась отправлять в Ливан свой воинский контингент, мотивируя это тем, что германским солдатам, возможно, придется стрелять и в израильских военнослужащих в случае обострения ситуации. А учитывая исторические параллели, это недопустимо.
Таким образом, получается, что поводов для сомнений у большинства стран, которые могли бы помочь мирному урегулированию в Ливане, два. Это вероятность военного столкновения с Израилем – чего опасаются Германия и арабские страны, - и необходимость с применением силы разоружать «Хизбаллу», которая доказала свою боеспособность в борьбе с израильской армией. Этого же опасаются и многие небольшие страны, которые ранее под давлением США фактически «продали» своих солдат в Ирак, а затем были вынуждены их оттуда со скандалами выводить. В то же время те немногие державы, которые могли бы не опасаться этих проблем, зная, что их войска вряд ли будут атакованы одной из сторон ливанского конфликта, предпочитают миротворчеством заниматься только на словах.
В первую очередь, речь идет даже не о США, которые все же ведут перманентные военные действия в Ираке и Афганистане, а о России. Она в настоящий момент войны нигде не ведет и, учитывая ее миротворческую роль на Ближнем Востоке, казалось бы, должна была предложить прислать своих солдат в Ливан. Именно в российских солдат, вероятнее всего, не стали бы стрелять ни израильтяне, ни «хизбаллаховцы», «вскормленные» Ираном, который сегодня надеется, что Москва «отведет» от него санкции.
Однако Россия не вводит своего контингента и не делает этого по целому ряду причин. В первую очередь, это просто будет непопулярным решением и, судя по соцопросам, за участие российских миротворцев в этом конфликте высказываются всего несколько процентов населения, тогда как более 75% граждан выступают против отправки войск. Второе соображение касается нежелания Москвы вступать в конфликт в роли «примирителя», поскольку в последние дни перед принятием резолюции ООН, Россия, фактически, выступила в роли союзника ливанцев и арабских стран, а участие в неизбежной попытке разоружения «Хизбалла» приведет к падению авторитета Кремля в арабском мире. Наконец, последняя причина как раз в том, что от участия в ливанском урегулировании отказались все крупнейшие страны, кроме Франции, у которой есть оправдание – Ливан когда-то был ее колонией. Так что сейчас, в случае если Россия согласится принять участие в миротворческой операции – при условии, конечно, что она ее не возглавит, - Москва встанет в один ряд с Римом, Брюсселем, Дели, то есть политическими столицами мира второго плана. А Кремль, потративший столько усилий для возрождения имиджа «великой державы», на это не согласен.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна