19.05.2006 | Виталий Портников

Несостоявшийся финал

Зрители полуфинала конкурса «Евровидение 2006», наверное, могли бы задуматься, почему на эстраде последовательно появляются представители Словении, Македонии, Боснии и Герцеговины, но нет представителей Сербии и Черногории – содружества, готовящегося к черногорскому референдуму о независимости. Этот референдум пройдет в воскресенье, после финала «Евровидения».

Исторически «Евровидение 2006» могло бы стать – если референдум завершится успехом сторонников независимости Черногории – последним совместным выступлением представителей содружества на популярном европейском фестивале – фестивале, на котором представители Югославии добивались высоких оценок еще в социалистические времена. Да и на этом фестивале Сербии и Черногории не нужен был полуфинал – в прошлом году в Киеве ее певцы – черногорцы из группы „No name”, между прочим, заняли седьмое место, и представители страны могли ехать в Афины просто так.

Но представители Сербии и Черногории на фестиваль не поехали. Можно сказать, что определение участника шоу и стало своеобразным – общественным – референдумом о независимости Черногории, продемонстрировавшим, что сербы уже сегодня относятся к черногорцам как к иностранцам. Победителем отборочного конкурса была объявлена все та же черногорская группа „No name”. Однако сам концерт проходил в Белграде, и новость была с раздражением воспринята зрителями, изгнавшими черногорцев со сцены, добившихся финального выступления проигравших – сербской группы «Фламинго» - и угрожавших черногорским артистам и членам жюри от соседней республики. Поддержанные затем Сербским телевидением зрители упрекали черногорских членов жюри в предвзятости. Сербские телевизионщики предъявили черногорским коллегам ультиматум: либо «Фламинго», либо никто! Однако черногорцы не согласились ни с ультиматумом, ни с новым конкурсом, в котором победителя определило бы телеголосование – учитывая соотношение населения в Сербии и Черногории, результаты такого конкурса можно было предсказать…

Можно сказать, что сербские поклонники «Фламинго» и теленачальство Сербии в марте сделали для независимости Черногории больше, чем политически лоббисты отделения от Сербии в самой этой республике. Они доказали, что федерация, давно уже ставшая формальностью на уровне функционирования власти, не работает и на уровне человеческих контактов. Ведь еще недавно в Сербии не было – и не могло быть – никакого разделения на сербскую и черногорскую эстраду, как когда-то не было разделения на сербскую, черногорскую, боснийскую, хорватскую. Однако желание побить черногорских артистов и упрекнуть в предвзятости членов жюри все-таки продемонстрировало, что для молодых людей из Сербии они – уже чужие.

В самой Сербии скандал с неучастием в «Евровидении 2006» был воспринят скорее как новость из разряда курьезов культурной жизни. В Черногории его восприняли как национальное оскорбление. Возможно, уже в следующем году шероховатостей удастся избежать: певцы из Сербии и Черногории будут конкурировать друг с другом, а отборочный тур черногорского конкурса будет проходить в Цетинье, а не Белграде. При этом сербские фанаты «Евровидения» вполне могут приезжать на этот конкурс – после отделения Черногории музыка соседней страны неожиданно станет частью сербской души, и под нее будет принято ностальгически танцевать в белградских кафанах…

Ссылки по теме:

Европейские ме(ч)тания Сербии

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна