04.04.2006 | Виталий Портников

Родные братья

"Мы чувствуем себя во время этого визита как будто мы приехали к родным братьям", – сентиментально воскликнул второй человек в Бирме (Мьянме), заместитель главы Госсовета страны Маунг Эй на встрече с премьер-министром России Михаилом Фрадковым. Прекрасная фраза! Почти историческая, позволяющая вспомнить о «старых партийных товарищах», найденных в Кремле Иоахимом фон Риббентропом. И редкая возможность сказать высокому гостю, что Фрадков ему не брат. Не родной и даже не двоюродный. Так как не удерживает выигравшего выборы оппозиционного лидера под домашним арестом, не является узурпатором власти, не отменял конституцию, не вводил военное положение. Собственно, не делал ничего того, что могло бы позволить заподозрить его хотя бы отдаленно в политическом родстве с вице-старшим генералом Эем из Рангуна.

Зато Михаил Фрадков возглавляет правительство страны, регулярно поставляющей оружие Мьянме. И делающей все возможное, чтобы проблемы военного режима этого внезапно оказавшегося дружественным государства не оказались на рассмотрении Совета Безопасности ООН. Собственно, сам приезд Маунг Эя в Москву – это уже редкий подарок руководству Мьянмы. Ведь отнюдь не только Александру Лукашенко почти некуда ехать. Вот Маунг Эю тоже некуда. Куда ездит Лукашенко? В Москву и Пекин. Куда может приехать Маунг Эй? Туда же.

И Михаил Фрадков, и министр иностранных дел России Сергей Лавров, встречавшийся со своим коллегой Ньян Вином, говорили о стратегической важности отношений Москвы и Рангуна. Конечно, можно понять российское руководство. Утратив «советские» позиции в Юго-Восточной Азии, Москва пытается восстановить их за счет сотрудничества с режимом, давно уже оказавшимся в международной изоляции. Даже Советский Союз не стремился афишировать свои связи с предыдущим военным режимом Мьянмы – диктатурой генерала У Не Вина, объявившего, между прочим, о строительстве «бирманского социализма». Уж слишком свирепым был этот режим, даже вьетнамским и лаосским коммунистам было до него далеко.

Сегодня вьетнамские и лаосские коммунисты, еще недавно зависевшие от советской помощи, преспокойно развивают экономику, сотрудничают с Западом и Москвой и помогают Камбодже, с трудом оправляющейся от коммунистического эксперимента. Соседний Таиланд среди экономических лидеров региона: если бы его премьер назвал бы Фрадкова братом, никто не удивился бы: количество россиян, посещающих эту страну и оставляющих деньги в таиландском бюджете, повод для восторга. А вот словам вице-старшего генерала Эя трудно обрадоваться.

Потому что последний враждебный собственному народу режим Юго-Восточной Азии обречен. И если Китай и Индия могут не сомневаться в благожелательном отношении к себе любого руководства Мьянмы – положение обязывает, то России долго еще придется доказывать преемникам местных военных, что она продавала используемое против мирного населения и повстанцев оружие исключительно ради бизнеса и стремилась бороться с наркотиками, сотрудничая с режимом, известным своими тесными связями с «героиновыми королями» Востока…

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна