14.03.2006 | Виталий Портников

ПОХОРОНЫ СЛОБОДАНА

В Белграде объявлено о том, что сербское правительство не будет возражать против похорон на родине бывшего президента страны Слободана Милошевича. В этом заявлении президента Сербии Бориса Тадича и есть окончательное прощание с эпохой Милошевича. Бывшего президента, еще недавно внушавшего страх своим согражданам, распоряжавшегося армиями и манипулировавшего политиками, никто в Белграде больше не боится. Ни живого, ни мертвого.

Теперь сербская политическая элита, как это часто бывает в постсоциалистическом мире, станет гадать, кому пойти на похороны, а кому не стоит, кто от этого выиграет, а кто, напротив, проиграет в глазах собственного электората. Милошевича растащили на комментарии, не всегда искренние, но политически выверенные. Он до такой степени не нужен больше Сербии, что начинаешь сомневаться в его недавней популярности. Конечно, о коллективных прозрениях уже немало было сказано - и сербское прозрение после победы Коштуницы над Милошевичем не исключение. Но, вместе с тем, активная часть сербского общества пыталась избавиться от Милошевича еще до Косова, до бомбардировок НАТО, словом, до момента, когда Слободан противопоставил себя всем и каждому. Было это, когда оппозиция во главе с Зораном Джинджичем и Вуком Драшковичем победила на выборах в белградское самоуправление - а Милошевич отчаянно не хотел этой победы признавать. И ходили демонстранты, дудели студенты, оппозиционные лидеры eздили по столицам дружественных стран. И только в России к ним относились без особой любви. Хотя, если призадуматься - а почему? Ведь в России то должны были хорошо относиться к сербам, а не к Милошевичу. Все-таки, как показывает практика, это не совсем одно и то же.

Сейчас, если Милошевича будут хоронить в Белграде, вновь возникнет проблема российского присутствия. Конечно, послать официальную делегацию совершенно невозможно. Но даже частные приезды будут знаковыми. Вот если Евгений Максимович Примаков приедет проводить старого знакомого - это будет воспринято в Белграде как частный визит или как знак особого уважения к человеку, которого Сербия передала международному трибуналу в Гааге? А проживающие в России родственники умершего? Поедут домой или будут требовать специальных гарантий, что их, давно разыскиваемых в Сербии, не арестуют прямо перед гробом? Словом, одни проблемы. Наверное, Милошевич рассчитывал на совершенно другие проводы.

Тут самое время сказать - а не надо быть авторитарным властителем. Но ведь это будет неправдой. Последние большие белградские похороны - прощание с президентом СФРЮ маршалом Иосипом Броз Тито - отнюдь не были похоронами демократа. В биографии Тито было все - и Коминтерн, и репрессии против диссидентов, и пожизненное президентство (Милошевичу и не снилось). И тем не менее на его похороны приехали не только Брежнев с Хуа Гофэном (тогда, разумеется, не здоровавшиеся), но и практически все западные лидеры. И восточные. И какие угодно. Потому что авторитаризм - это одно. А способность к маневру совсем другое. Именно этой способности к маневру у Милошевича и не хватало. Он мог занять даже виллу покойного маршала, но дух человека, маневрировавшего между мирами в куда более сложной обстановке, чем та, в которой пришлось действовать Милошевичу, на него как-то не снисходил. Потому-то уровнем представительства и помпезностью похороны Тито перещеголяли даже будущие проводы Брежнева и Андропова - лидеров, между прочим, великой державы, а не маленькой Югославии. А похороны Милошевича целиком зависят от готовности сербского руководства принять груз из Гааги - судя по реакции Бориса Тадича, не самый опасный, но и не самый почетный груз...

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна