07.03.2006 | Николай Пахомов
Завершился первый раунд переговоров по поводу будущего Косово. О каких-то конкретных результатах этих консультаций говорить не приходится, так как представляют они собой не диалог равных партнеров, а попытку сербов отстоять хоть что-то на фоне самоуверенной и бескомпромиссной позиции косоваров, ощущающих поддержку международного сообщества. Однако исход переговоров может иметь далеко идущие последствия.
Справедливости ради следует сказать, что принимающая участие в переговорах косовская делегация фактически ничего не решает. Многие деятели в Косово прямо объявили отправляющимся в Вену посланцам, что исход переговоров может быть один: появление на карте Европы нового государства со столицей в Приштине. Любой другой результат косовские албанцы просто не примут, да и, зная нравы Косово, переговорщиков, не добившихся такого результата, может ждать, прямо скажем, незавидная судьба.
Что касается сербов, то даже их предыдущие попытки выстроить свою тактику, опираясь на международное право, сегодня выглядят всё более робкими. Скажем, знаменитая резолюция 1244 Совета Безопасности ООН, определяющая, что Косово является частью Югославии, может утратить своё действие по простой причине – Югославии давно не существует. Уже через некоторое время от союза Сербии и Черногории может и вовсе остаться одна Сербия, так как в Черногории в ближайшее время планируется провести референдум о независимости.
Следует сказать, что юридические проблемы с определением статуса Косово тянутся ещё со времён существования СФРЮ. В конституции тогда номинально Косово было автономией, но прав у образования имелось чуть ли не больше, чем у республик. А что же сербы? Три вопроса особо беспокоят Белград: это охрана памятников, имеющих исключительный символический смысл для сербской истории, защита сербского меньшинства Косово и контроль над внешними границами беспокойного края. По всем этим трём пунктам сербские переговорщики рассчитывают добиться максимальных для себя результатов, давно не протестуя против возможной формальной независимости Косово.
Впрочем, не будем забывать, что позиция Сербии не так уж и безнадёжна. Пространство для маневра сохраняется всегда. Скажем, согласие на независимость Косово можно «обменять» на начало переговоров с Брюсселем о присоединении к ЕС. Если при этом ещё и, повторив ход Хорватии, выдавшей Анте Готовину, разыскать Младича, то перспективы Сербии видятся как совсем неплохие.Улучшение отношений, прежде всего, экономических с Европой поможет сербской экономике. Косово, как и Албания, рискует со временем оказаться вовлечёнными в экономическую орбиту Белграда и о полной независимости тогда придётся забыть.
Существует и другой сценарий. Хотя европейские политики не устают заявлять о недопустимости изменений границ на Балканах, появление косовской государственности поставит крест на этих заявлениях. В таком случае вероятным станет ещё один обмен: сербские районы Боснии вполне могут оказаться в составе Сербии.
В любом случае появление нового государства косовских албанцев чревато неприятностями. Например, албанские диаспоры соседних стран вновь оживятся, а то и вовсе возьмутся за оружие, как было это в своё время в Македонии. Более того, косовский пример может стать одним из вариантов развития событий вокруг других, пока не признанных государств. В конце концов, ни Нагорный Карабах, ни Южная Осетия, ни Абхазия, ни Приднестровье не отказывались от претензий на суверенитет.А ведь есть ещё Турецкая республика северного Кипра, страна Басков, Северная Ирландия, Курдистан, Квебек и целый ряд других, менее известных примеров, когда стремление к независимости способно получить новый импульс с появлением на карте Европы нового государства на Балканах.
Ссылки по теме:
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна