17.02.2006 | Георгий Ковалев
Ожидается, что уже сегодня будут названы имена претендентов на высший республиканский пост Дагестана. Однако станет ли новый глава Госсовета гарантом мира и стабильности в этой кавказской республике, кем по общему признанию долгое время считался ушедший вчера в отставку Магомедали Магомедов, является большим вопросом. Тем более если учесть ту систему власти и ротации кадров, которая сложилась в Дагестане.
Вчера по возвращении в Махачкалу из столицы России председатель госсовета Дагестана Магомедали Магомедов, бессменно занимавший высшие должностные посты в республике с 1984 года, заявил о том, что принял окончательное решение уйти в отставку. Как известно, в Москве Магомедов встречался с Владимиром Путиным, которому доложил об экономической ситуации в республике за последние годы, а в конце встречи сообщил о своем желании досрочно покинуть пост главы Госсовета.
Магомедов также заявил о том, что кандидатура его преемника на посту председателя Госсовета была согласована с президентом России, однако назвать ее он отказался. Вчера же вечером состоялось закрытое заседание Госсовета, на котором, как предполагается, Магомедали Магомедов еще раз заявил о своем решении и провел консультации с членами высшего исполнительного органа власти в республике по поводу кандидатуры своего преемника. Большинство наблюдателей и СМИ сходится во мнении, что будущим главой госсовета станет аварец Муху Алиев, ныне исполняющий обязанности председателя дагестанского парламента.
Фамилия спикера Народного собрания Дагестана в качестве главного претендента на пост председателя Госсовета республики называлась еще в июне прошлого года, когда вновь активизировались слухи об отставке 75-летнего Магомедали Магомедова в связи с тем, что он не может справиться с резко обострившейся обстановкой в республике. О том, что ситуация в Дагестане явно выходит из-под контроля властей, тогда говорили буквально все – от экспертов до депутатов Госдумы. На протяжении нескольких недель в республике буквально ежедневно грохотали взрывы, а за первое полугодие 2005 года были убиты несколько десятков представителей правоохранительных органов и правительственных чиновников. Дагестан уже открыто начали сравнивать с Чечней, по крайней мере, в части потерь среди представителей силовых структур. В этом контексте Магомедову прочили судьбу главы Северной Осетии Александра Дзасохова, а его наиболее вероятным преемником как раз и называли Муху Алиева.
Впрочем, тогда подарок в виде отставки на 75-летие Магомедову Кремль так и не сделал, и политический долгожитель Дагестана остался у власти. Видимо, в Москве решили повременить еще какое-то время, ибо уже летом этого года очередной срок полномочий Магомедова и так заканчивался, а потому вопрос о новом главе Госсовета встал бы по-любому. Более того, отправь тогда Кремль Магомедова в отставку, началась бы кадровая чехарда: вылезли бы наружу противоречия в стане даргинцев (к этому народу принадлежит пока еще действующий глава Госсовета), претензии на власть аварцев. Таким образом, Москва в середине прошлого года продолжала придерживаться принципа «не навреди», которому она следовала на протяжении всех последних лет в отношении Дагестана, являющегося, учитывая его многонациональных состав, «пороховой бочкой» Кавказа.
Однако что бы ни говорил президент в отношении Магомедали Магомедова, каковы бы ни были заслуги последнего перед Россией (считается, что именно председатель Госсовета сохранял межнациональное равновесие в республике, обеспечивал лояльность федеральному центру, препятствовал распространению терроризма и проч.), проблемы, существующие ныне в Дагестане, скрыть не удастся. Это и огромный уровень коррупции, многолетний застой в экономике, усилившаяся за последнее время криминогенная обстановка.
В подобной ситуации становится очевидным, что Дагестану нужны качественные изменения. И прежде всего, в экономике. Вряд ли этого удастся достичь механической перестановкой фигур в весьма запутанной и сложной системе власти в Дагестане. Пусть даже во главе Госсовета будет аварец Муха Алиев, а на место спикера парламента придет даргинец. Пусть внутриэлитный компромисс будет достигнут, и аварцы, которых еще накануне прошлых выборов главы госсовета Республики Дагестан подозревали в устроении терактов, наконец-то придут к власти. Все это вряд ли сможет изменить социально-экономическое положение в республике. Магомедали Магомедов принял свое «окончательное решение», но оставил после себя массу проблем.
Ссылки по теме:
Дагестан: кто придет на смену Магомедову?
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна