08.03.2016 |

Александр Гущин: «Киев не соглашается на выборы на Донбассе. Поскольку опасается появления легитимных властей на де-факто неподконтрольной территории»

Александр ГущинИтоги встречи глав МИД «нормандской четверки» 5 марта в Париже говорят о том, что все проблемы, которые были в рамках политического блока тем минского процесса, были перенесены на эту встречу. «Косметический» прогресс есть — в вопросах разминирования и отмены учений в 30-километровой зоне, которые обсуждались в Контактной группе.

Но ключевой вопрос — это выборы. Украинские власти в условиях распада правящей коалиции находятся в таких условиях, когда не могут пойти на выборы, хотя и испытывают серьезное давление со стороны европейских партнеров, в том числе это касается «формулы Штайнмайера». Они опасаются, что получат легитимные власти на де-факто неподконтрольной территории. Поэтому Киев ставит во главу угла вопросы безопасности, говоря о том, что там, якобы, присутствуют российские войска, и что должна быть демилитаризованная зона.

Российская позиция заключается в скорейшем проведении выборов без особых предварительных условий. В данной ситуации говорить о перспективе выборов весной — неверно. Скорее всего, этого не произойдет. Нынешняя встреча ничего неожиданного в данном плане не принесла. Прорыва в вопросе выборов нет. Политическая часть соглашений не может быть реализована одновременно с вопросами безопасности и гуманитарной части. Поэтому перспективы политического урегулирования в ближайшее время являются сомнительными.

В том виде, в котором ДНР и ЛНР существуют, Киев их не признает. С другой стороны, и республики, и Россия не могут пойти на простую инкорпорацию ДНР и ЛНР в территорию Украины.

По поводу выборов тоже есть много вопросов — как они будут проходить? Какая будет система? Будут ли участвовать украинские партии? Какие будут кандидаты? Все это — очень сложные вопросы. Украина будет настаивать на миротворческих силах. Россия любое решение по данному вопросу сможет заблокировать в ООН и будет настаивать либо на своих миротворцах, либо на силах стран ОДКБ. Само введение миротворцев не решит политической части конфликта, а скорее станет шагом в сторону заморозки, как в случае с Приднестровьем.

«Формула Штайнмайера», заключающаяся в проведении выборов с одновременной имплементацией особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей — возможный способ продвижения в вопросе урегулирования конфликта. Но Украина на это не идет. Так что если брать букву минских соглашений, то Киев тормозит процесс — это факт.

Придумать новые формы инкорпорирования ДНР и ЛНР в Украину можно. Но для этого нужно, как минимум, сменить нынешнее руководство этих республик, чтобы Киев сел за стол переговоров. Но и это будет рискованно — нет гарантий, какие дальнейшие действия предпримет Запада. То есть если это и возможно, то продвижение будет медленным, шаг за шагом — стороны друг друга будут проверять на доверие и договороспособность. Возможно, будет найдена формула компромисса без срыва выборов. Но это явно произойдет не этой весной.

Александр Гущин — доцент РГГУ

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна