24.01.2006 | Николай Пахомов
В прошедшую субботу в возрасте шестидесяти одного года от рака лёгких умер Ибрагим Ругова, бывший одним из главных действующих лиц драматических и кровавых событий, разразившихся на Балканах в конце ХХ века. Двадцать пятого января в Вене под эгидой ООН должны были начаться переговоры о будущем статусе Косово, бессменным президентом которого был Ругова. Теперь судьба не только этих переговоров, но и всей населённой преимущественно албанцами области окутана туманом.
Едва маленькому Ибрагиму исполнился месяц от роду, как он получил более чем достаточные основания возненавидеть сербов. В самом начале января 1945 года его дед и отец, которые придерживались националистических взглядов, были расстреляны сербскими коммунистами по обвинению в сотрудничестве с нацистами. Несмотря на это, Ругова выбрал себе достаточно мирную профессию, на первый взгляд, достаточно далёкую до политики. После изучения албанской литературы он стал профессором-литературоведом в Приштине.
В 1988 году он стал председателем союза писателей Косово. Спустя некоторое время Слободан Милошевич лишил Косово автономии, а Ругова в качестве ответа на эти действия белградских властей в декабре 1989 года основал Демократическую лигу Косово, призвавшую свой народ объединиться, чтобы добиться свободы от сербов.
Несмотря на то, что ещё в 1992 и 1998 годах Ругову избирали президентом Косово (тогда этот пост имел скорее символическое значение), ему всё-таки было далеко до полного контроля над силами албанских боевиков края, где тон всегда задавали настоящие бандиты, толкнувшие Белград на жестокие действия, в ответ на которые НАТО вторглось в Косово и установило международный протекторат над неспокойной областью.
В июле 1999 года Ругова вернулся на родину фактически на броне натовских танков. К его чести необходимо отметить, что за пять лет, прошедшие с тех пор, ему удалось создать подобие системы органов власти. Которая, впрочем, не помешала Косово стать центром влиятельной албанской преступности, так же как и практически ничего не сделала для защиты от погромов этнические меньшинств, проживающих в крае. Хотя надо сказать, руки самого Руговы не были запятнаны кровью, а имя не фигурировало среди организаторов акций албанской мафии. Западные журналисты очень любили делать интервью с внешне эффектным литературным критиком, интеллектуалом, появлявшимся перед камерой в щегольских шейных платках.
Смерть Руговы ещё больше осложнила решение вопроса о будущем Косово. Он был известен как прекрасный переговорщик. С его кончиной делегация Косово на венских переговорах, старт которых в связи с трауром перенесён на начало февраля, обезглавлена. Другие вожди косоваров хорошо умеют стрелять, но никак не вести диалог за столом переговоров.
Любопытно, что западные комментаторы изо всех сил стараются заполнить эфир и страницы газет и журналов заверениями, что на Балканах всё обязательно будет хорошо (ещё неделю назад, когда Ругова был жив, наблюдалось практически прямо противоположное). Однако чем больше звучат подобные заклинания, тем больше сомнений возникает в таком развитии событий.
Даже если в Косово не разразится настоящая гражданская война среди лидеров боевиков, стремящихся к власти, то мировому сообществу вряд ли удастся убедить лидеров сербов и албанцев прийти к компромиссу. Вряд ли край получит независимость. В Западной Европе никто не хочет кормить новое государство, да ещё весьма неспокойное в криминальном отношении. Скорее всего, Косово будет наделено неполным суверенитетом под тщательным иностранным контролем. Причём сербы получат ряд гарантий, например, возможность беспрепятственного доступа к православным святыням и историческим мемориалам, расположенными в Косово, погрузившемся в эти дни в траур по умершему президенту.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна