29.12.2005 | Наталья Ратникова

"ИСТ-ЛАЙН" ДОНАЧИСЛИЛИ АРЕНДУ

За "несправедливую", с точки зрения государства, приватизацию заплатят не только нефтяники. Чиновники решили провести ревизию и других сделок, в которых, как они считают, ущемлены интересы государства. Сегодня стали известны результаты первого подобного пересмотра: группе "Ист Лайн" пересчитали арендную плату по аэропорту Домодедово. Вместо 107 тыс. долларов в год "Ист Лайн" под угрозой расторжения договора согласился платить 1,2 млн.

С одной стороны, величина изначальной арендной платы действительно вызывала много вопросов, но с другой, "Ист Лайн" считала себя добросовестным приобретателем и согласилась переплатить только под угрозой разрушения бизнеса.

Ист Лайн" арендовала аэропорт "Домодедово" у ФГУП Администрация аэропорта Домодедово" в 1998 году. Договор был заключен до 2073 года, арендная ставка по нему - 107 тыс. долларов в год. Через некоторое время чиновники посчитали, что и сроки слишком большие, и ставка аренды слишком маленькая. Тем более, по их словам, по уставу ФГУПа, "Администрация аэропорта "Домодедово" не имела полномочий принимать решение о заключении договора аренды. Росимущество оспорило договор в суде и добилось подтверждения своей позиции в трех судебных инстанциях. Часть сделок, в результате которых группа "Ист Лайн" получила в управление аэропорт, была признана недействительной, и Росимущество требовало заключения нового договора. Согласно действующему законодательству, договор аренды можно было подписать только после проведения открытого конкурса, конкурентами "Ист Лайн" на котором уже вызвались быть несколько крупных российских компаний. В результате группа рисковала потерять контроль над аэропортом, в развитие которого вложила около полумиллиарда долларов.

СПРАВКА:

Группа компаний "Ист Лайн" объединяет более 10 предприятий, работающих в аэропорту, который в 2004 году обслужил более 12,67 млн. пассажиров. Общий объем инвестиций группы в развитие "Домодедово" оценивается в 500 млн. долларов. За последние пять лет количество пассажиров, воспользовавшихся услугами московского аэропорта "Домодедово", увеличилось почти в четыре раза. По этому показателю компания занимает первое место в России. Аэропорт - это основной актив группы, в прошлом году группа признала авиакомпанию и производство электропоездов непрофильным бизнесом и полностью переключилась на работу в аэропорту.

"Кремль тянет руки к московскому аэропорту" - так озаглавлена опубликованная в ноябре статья в немецкой газете Die Welt, посвященная конфликту "Ист Лайн" и Росимущества. Издание предполагает, что государство намеревалось получить реконструированным аэропорт, который достался "Ист Лайну" в состоянии полного упадка. "Потребовать от государства возврата инвестированных средств будет, видимо, трудно", - цитирует газета аналитика инвесткомпании "Проспект" Эльдара Назмутдинова. Но "Ист Лайн" не собиралась сдаваться и обратилась с просьбой вступиться за нее Минтранс и Минэкономразвития. Подмосковный губернатор Борис Громов в свою очередь обратился за поддержкой к Госдуме и президенту. Он выразил опасение, что все иски Росимущества доведут "Домодедово" до закрытия.

"Законы нужно соблюдать, но действия государства не должны приводить к разрушению успешно функционирующего бизнеса", - определил свою позицию по вопросу конфликта "Ист Лайн" и Росимущества Владимир Путин. Он поручил своим министрам разобраться в судебной тяжбе. Как утверждают источники, резолюция главы государства была написана прямо на письме губернатора Московской области Бориса Громова. Срок был дан до конца года. И уже вчера глава Росимущества Валерий Назаров сообщил журналистам, что стороны договорились об арендной плате за аэродром. При этом он добавил, что возможно заключение договора на 75 лет. Таким образом, после вмешательства президента вопросов со сроками у Росимущества уже нет.

Эксперты отмечают, что это лишь частный случай в общей тенденции пересмотра взаимоотношений государства и бизнеса. В этот раз все закончилось относительно успешно, если не считать, что "Ист Лайн" переплатит за аренду более чем в 11 раз по сравнению с первоначальным договором. Но для компании с оборотом 375 млн. евро (в 2004 году) это не составит большого труда. Группе помогло то, что тяжба вокруг "Домодедово" приобрела широкую известность, а так как в бесперебойной работе транспортной инфраструктуры государство заинтересовано в первую очередь, компании удалось добиться мирового соглашения. Но мог быть и другой исход: по уже обкатанной модели в "Домодедово" был бы назначен топ-менеджер какой-нибудь государственной компании, и самый крупный аэропорт Москвы перешел бы в ведение чиновников. Напомним, что экс-советник президента по экономической политике Андрей Илларионов когда-то назвал "Домодедово" самым ярким примером эффективности частного бизнеса по сравнению с государственной собственностью.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна