04.06.2013 |

Бег на месте продолжается

Апрельские данные подтвердили, что в российской экономике продолжается стагнация, а мартовское оживление было связано с временными факторами. Базовые отрасли без учета сельского хозяйства выросли по сравнению с мартом на 0,2%, что в целом соответствует оценке роста ВВП за тот же период, опубликованной Минэкономразвития (+0,1%). После мартовского всплеска рост промышленности не проявился. Положительную динамику показывают лишь немногочисленные отрасли (добыча нетопливных полезных ископаемых, производство продуктов питания, химической продукции и строительных материалов), остальные либо стагнируют, либо падают. Данные нового опроса Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ показывают, что в мае оптимизма у промышленников не прибавилось, поэтому и в ближайшие месяцы ожидать перелома тенденции не стоит.

Нулевой рост инвестиций сохраняется уже больше года. Отмеченное в последние месяцы ослабление оттока капитала пока никак не сказалось на их динамике. Если часть российских предпринимателей после кипрского кризиса и прозрачных намеков российского руководства и перестала пользоваться офшорами, это еще не значит, что средства тут же направились в основной капитал. Продолжающийся рост депозитов в структуре средств предприятий говорит о том, что последние предпочитают вложения в финансовые активы инвестициям в производство.

Хотя замедление потребительского спроса со стороны населения, который обеспечил практически весь прирост экономики в прошлом году, пока не приняло устойчивый характер, его ресурсное обеспечение постепенно слабеет под влиянием замедления роста зарплат в небюджетном секторе экономики и торможения роста потребительского кредитования. При этом, как и предприятия, население сохраняет высокую склонность к сбережению в банковских депозитах.

С целью ликвидации сложившегося разрыва между уровнем сбережений и инвестиций руководство страны решило стимулировать кредитование нефинансового сектора путем сокращения банковской маржи. И вот в своем последнем интервью Г.Греф заявил, что Сбербанк уже пошел на снижение процентных ставок по кредитам (конечно, под действием рыночных сил). Чтобы понять, приведет ли это к заметному ускорению банковского кредитования и, соответственно, процесса трансформации сбережений в инвестиции, мы оценили степень влияния различных факторов, определяющих платежеспособный спрос на кредиты со стороны предприятий нетопливного сектора. Получилось, что при прочих равных снижение процентной ставки на 1 п.п. ведет к увеличению темпов роста кредитования на 1,6 п.п., но гораздо большее влияние на динамику кредитов оказывает рентабельность предприятий. Ее изменения объясняют большую часть вариации темпов роста кредитования в последние годы и ее рост на 1 п.п. обеспечивает 11,5 п.п. дополнительного прироста кредитов. Из полученных результатов следует, что политика снижения процентных ставок в условиях низкой рентабельности подавляющего большинства нефинансовых предприятий не позволит существенно расширить кредитование, если только банки при этом совсем не закроют глаза на риски при отборе заемщиков.

Сам путь к повышению рентабельности в реальном секторе очевидно лежит через сокращение издержек и рост производительности. Но пока экономическая среда не создает достаточных условий ни для того, ни для другого. Следует отметить, что за упомянутый в указах Президента полуторакратный рост производительности к 2018 г.Минэкономразвития не отвечает, и это, в общем, справедливо, поскольку основные ограничения для ее роста лежат в сфере политической ответственности высшего руководства страны. Ожидать необходимых мер, направленных на улучшение деловой среды от федеральных властей бессмысленно, пока его приоритетом является поддержание социальной стабильности. Возможно, где-то на региональном уровне будут появляться очаги роста1 , хотя надежд на это не очень много, поскольку социальные приоритеты «спущены» и туда.

Тем временем, за последний год число регионов, имеющих положительные темпы роста промышленности, сократилось с 59 до 44. С начала текущего года резко упало количество регионов, темпы роста промышленности в которых выше среднероссийских, а общая дифференциация регионов по темпам роста усилилась. Состояние региональных бюджетов в условиях замедления роста, очевидно, ухудшается, т.к. налог на прибыль составляет треть доходов региональных бюджетов, – а откуда возьмется рост прибыли при стагнации в экономике? В первом квартале текущего года доходы региональных бюджетов в номинальном выражении не выросли относительно первого квартала 2012 г., что радикально ограничивает их возможности для увеличения расходов. Ирония состоит в том, что на фоне резкого замедления роста собственных доходов регионов и наращивания их расходных обязательств Минфин резко сократил межбюджетную помощь. Неужели на Олимпиаду денег не хватает?

Наталья Акиндинова

Материал подготовлен Центром развития

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна