25.10.2005 | Виталий Портников

КАРИМОВ ВОЗВРАЩАЕТСЯ

Результатом визита министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Узбекистан стала готовность Ташкента вернуться в ОДКБ, оставленную Каримовым несколько лет назад из-за бесперспективности этой организации. Тогда, казалось, Узбекистан был потерян для России навсегда, и в общении с его лидером можно было рассчитывать разве что на обмен ритуальными речами. Сейчас возвращение Узбекистана в ОДКБ выглядит вполне предсказуемым - на что еще можно было рассчитывать после Андижана?

Проблема, однако, в том, что от Москвы уходил сильный Каримов, а возвращается - слабый Каримов. Тот, "предыдущий", мог позволить себе лавировать между Россией и Западом, играть одну из главных ролей в развитии ситуации в Афганистане, считаться ведущей фигурой, сдерживающей наступление радикального ислама в Центральной Азии. О нынешнем Каримове известно, что он бойкотируем Западом и вынужден ориентироваться на Москву. Что его влияние на афганские дела в далеком прошлом. И что он более ничего не сдерживает. Потому что если андижанские события были радикальным исламским мятежом, подавленным Каримовым, то таким способом можно только обострить ситуацию в стране и усилить позиции противников режима. А если это не исламистский мятеж, а свидетельство дестабилизации ситуации в Узбекистане, то кого может сдержать глава такого дестабилизированного государства?

Запад понимает, что ответы на эти вопросы от Каримова он не получит. На самом деле все попытки международного расследования были не более чем предложением сохранить лицо, отправить в отставку пару генералов и губернаторов и создать столь важную иллюзию стабильности. Но Каримов отказался от этого шанса. Он предпочел тех, кто не задает ему вопросов, потому что уверен: в Узбекистане все в порядке, в особенности после Андижана. Потому что Каримову удалось запугать своих врагов. Вот только интересно - надолго ли? И хотел ли он, на самом деле, кого-то пугать?

То, что случилось в Андижане, свидетельство не тотального контроля, а тотальной бесконтрольности, видимости сильной власти, которая может исчезнуть в любой момент. Каримов вернулся к своим отношениям с Москвой не для того, чтобы продемонстрировать Западу, что он прекрасно проживет и без американской поддержки. И не для того, чтобы сколотить новый эффективный геополитический союз, который будет контролировать Центральную Азию. Ведь он прекрасно знает, что это невозможно. Все гораздо печальнее. Каримов вернулся к России так, как люди возвращаются в прошлое - то самое прошлое, в котором он был первым секретарем ЦК компартии Узбекистана. Можно представить себе, с какой горечью он принимал решение об этом путешествии. Потому что люди, возвращающиеся в прошлое, вряд ли имеют власть над будущим. На Востоке это известно каждому.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна