03.10.2005 | Светлана Самойлова
27 и 28 сентября Бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) выбирало кандидатуру на пост председателя РСПП. После трех голосований победителем оказался председатель Координационного совета предпринимательских союзов России Александр Шохин.
Подготовка к смене председателя РСПП фактически началась еще год назад, когда по инициативе Владимира Потанина был сформирован Координационный Совет российского бизнеса. Его задачей была максимально объединить и консолидировать усилия РСПП, "Деловой России" и "Опоры России". Координационный совет возглавил Александр Шохин. Тогда была предпринята попытка развить этот орган до такого состояния, когда он смог бы фактически замещать собою РСПП, что безусловно сказалось бы и на позициях Аркадия Вольского. Однако эти планы не оправдались, и за прошедший год Координационный совет никак себя не проявил.
Вторым серьезным ударом по позициям Аркадия Вольского стало назначение Николая Тонкова главой исполнительного комитета. Тонков начал весьма агрессивную кадровую политику, попытавшись "зачистить" аппарат РСПП от людей Аркадия Вольского. Тем самым он оказался сразу в довольно конфликтных отношениях с главой организации. Однако и Тонков, дав лишний раз повод говорить о скорой отставке Вольского, не стал решающим фактором: несмотря на слухи о том, что именно он и будет "преемником", выяснилось, что проведенная им "зачистка" - лишь подготовительный этап в преддверии смены главы РСПП.
Сам Аркадий Вольский еще до конца августа категорически отвергал слухи о своем уходе. Известно, что его программа-максимум была остаться на посту. Программа минимум же включала в себя получение определенных привилегий, в том числе и должности почетного президента. По слухам, Аркадий Вольский выступал категорически против Александра Шохина, поддерживая хорошо знакомого ему Игоря Юргенса. За него выступал также ряд крупных бизнесменов, которые считали, что он в большей степени способен играть роль выразителя интересов бизнеса в диалоге с властью. Например, Юргенс был известен резкой критиков действий Кремля в отношении Ходорковского.
В то же время кандидатура Александра Шохина была поддержана Кремлем, либеральным крылом правительства РФ, а также рядом крупных бизнесменов (например, Владимиром Потаниным).
Раскол РСПП, нежелание Аркадия Вольского уходить со своего поста и видеть Шохина в качестве своего преемника, привели к тому, что голосование по его кандидатуре пришлось проводить трижды. На первом заочном голосовании (предварительном), он не сумел получить большинства, лишь ненамного уступив вице-президенту РСПП Игорю Юргенсу, набравшему 97 голосов против 93 за Шохина. В итоге пришлось дважды проводить открытое переголосование, чтобы Шохина можно было утвердить новым председателем РСПП.
В действительности выбор между двумя кандидатурами является выбором и будущей роли РСПП. Так, выбор в пользу Юргенса можно было бы трактовать как желание бизнеса бороться за свои политические интересы. В этом случае РСПП должен был стать не посредником между властью и бизнесом, а лоббистом как экономических, так и политических интересов (по крайней мере, площадкой для их высказывания). Судя по первому голосованию, показавшему, что большинство склоняется к кандидатуре Юргенса, значительное количество крупных предпринимателей внутренне настроены именно на возвращение "олигархической" идентичности РСПП.
Однако члены РСПП также понимают, что в нынешних условиях это невозможно. Гораздо более прагматичным был выбор в пользу Александра Шохина - сдержанного, лояльного власти и авторитетного управленца. Крупный бизнес понимает, что сейчас важно, в принципе, сохранить РСПП, ее потенциал с временной трансформацией в скорее экспертную, полностью аполитичную организацию, но при этом с четким либеральным образом.
Проблема РСПП сводится к тому, должна ли она представлять интересы бизнеса или быть посредником между бизнесом и государством. В интересах самого бизнеса -превращение РСПП в лоббиста не только в экономической, но и в политической сфере. При Аркадии Вольском она, максимум, могла претендовать на роль посредника между властью и бизнесом и в политической сфере, и в экономической. Первое не нравилось Кремлю: администрация президента рассчитывает на то, чтобы крупный бизнес вообще не вступал в торг по правилам игры. Так, хотя Вольский и был очень осторожен в своих высказываниях, но все же выступал, например, против исключения Михаила Ходорковского из бюро РСПП, а в свое время настаивал на встрече с президентом с целью обсудить "дело ЮКОСа". То есть политически он был менее прагматичен, чем того хотелось бы Кремлю. Бизнес при этом также понимал, что посредничество в политической сфере неэффективно, а превращение в политического лоббиста - нереально. Поэтому ставилась хотя бы задача-минимум - превращение РСПП в эффективного лоббиста по экономическим вопросам.
Александр Шохин в связи с этим устраивает и бизнес, и Кремль. Он - член партии "Единая Россия", прагматичен, имеет либеральную репутацию и авторитет в бизнес-среде. Кроме того, у него налажены отношения с правительственными структурами, когда-то он сам занимал пост вице-премьера и знает, как работает госаппарат. Предприниматели не будут ждать от него заступничества за Ходорковского или призывов прекратить отбирать частную собственность. Фактически тема политики теперь для РСПП закрыта.
Кремль же он устраивает как человек, который сможет сфокусировать работу РСПП на точечных экономических проектах и инициативах, превратить ее в экспертную структуру, не имеющую своей политической окраски. В программе "Вести+" Шохин заявил, что "РСПП должен продолжать лоббистские усилия по защите интересов предпринимательства в целом, а не каких-либо его групп. Чтобы быть цивилизованным лоббистом, РСПП должен стать ведущим аналитическим экспертным центром по вопросам экономической политики, экономического законодательства".
Шохин также подтвердил, что не намерен заниматься политикой. Показательно его заявление о том, что Ходорковскому придется самому написать заявление о сложении с себя полномочий члена бюро РСПП. "Сейчас, я думаю, в принципе было бы идеально, если бы сам Михаил Борисович написал заявление с просьбой освободить его от обязанностей члена бюро в связи с тем, что он не может выполнять эти функции", - подчеркнул он. Шохин отметил, что вопрос о выводе Ходорковского из бюро РСПП, вероятнее всего, будет обсуждаться на ближайшем заседании, поскольку еще в июле были разосланы предложения по ротации бюро, которое, согласно положению, формируется на ротационной основе и должно обновляться на треть. Правда, ему не удалось поставить этот вопрос на голосование, а сам Ходорковский попросил не исключать его из бюро.
При новом председателе РСПП организация может стать в большей степени экспертной, а ее лоббистская деятельность будет ограничиваться отстаиванием либерально-экономической политики правительства России. Однако в сфере политики РСПП уже вряд ли будет играть роль не только представителя интересов бизнеса, но даже и посредника между властью и бизнесом.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна