20.09.2005 | Виталий Портников

ПАРТИЙНЫЙ КОМПРОМИСС

Еще вчера участники шестисторонних переговоров по урегулированию северокорейской ядерной проблемы ликовали: ситуация, казавшаяся тупиковой, разрешилась необыкновенно быстро. Пхеньян обязался вернуться в Договор о нераспространении ядерного оружия и в МАГАТЭ в обмен на южнокорейскую энергетическую помощь и гарантии ненападения со стороны Соединенных Штатов.

Было также решено, что в будущем Северной Корее будет оказана помощь для строительства реактора на "легкой воде". Глава МАГАТЭ Мохаммед аль-Барадеи пообещал возобновить работу миссии своих инспекторов в Северной Корее в самое ближайшее время (если Пхеньян, разумеется, на это пойдет), представители дипломатических ведомств стран-участниц переговоров в один голос выражали величайшее удовлетворение. Но радость была недолгой.

Уже сегодня стало известно, что свою готовность отказаться от ядерной программы Пхеньян обуславливает немедленной помощью в строительстве атомной электростанции. При этом главным помощником должны стать Соединенные Штаты, обязанные не только обеспечить нищей стране возможность такой ударной стройки, но и подтвердить ее право на мирный атом. До этого времени Пхеньян продолжит разрабатывать ядерное оружие. Таким образом, Северная Корея занялась тем, чем она занималась до последнего времени - шантажом международного сообщества. И на следующем раунде шестисторонних переговоров в ноябре, если он состоится, придется все начинать сначала…

Возникает, конечно же, закономерный вопрос: зачем Ким Чен Иру идти на уступки, а потом на следующий же день от них отказываться? Логического ответа на этот вопрос - с точки зрения дипломатии - не существует. Зато есть ответ с точки зрения социалистической. И заключается он в том, что Ким Чен Ир все-таки не Бог, хотя не все в Северной Корее так думают… Тем, кто жил при социализме, легко вспомнить, что в руководстве каждой коммунистической партии, и Трудовая партия Кореи тут не исключение, соседствуют "ястребы" и "голуби", а вождь занимает позицию арбитра в борьбе между группировками, отправляя отдельных их представителей на плаху (в лучшие для социализма времена) или послами в Данию или Танзанию (в худшие).

Можно легко предположить, что в ходе шестисторонних переговоров возобладала позиция "голубей", предположивших, что отказ от ядерного оружия - ввиду того, что его все равно невозможно применить в северокорейских условиях - может повлечь за собой экономические дивиденды и продлить существование режима. Но когда "товарищи голуби" вернулись в Пхеньян, "товарищи ястребы" на совещании у любимого руководителя обвинили их в беспрецедентных уступках мировому империализму. "Да не уступали мы, дорогой товарищ Ким, дорогой любимый руководитель, - отбивались участники переговоров. - Вон они нам и реактор пообещали построить, так сказать, продать веревку, на которой мы их и повесим, хе-хе". "Вот видите, товарищи, - обратился к критикам любимый руководитель. - Не нужно проявлять революционную горячность. Тем более, нам обязались построить реактор". - "Вот, дорогой руководитель, пускай и строят", - резонно заметил кто-то из "ястребов", поправляя ордена на генеральском мундире…

И компромисс между "голубями" и "ястребами" был достигнут. То, что этот компромисс подрывает основы другого, международного, это уже мелочи жизни. Мы-то с вами знаем, что самое главное - это единство партии и ее Центрального Комитета, а не взаимопонимание с какими-то там Соединенными Штатами.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна