31.05.2005 | Георгий Ковалев

РОССИЙСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ УХОДИТ ИЗ ГРУЗИИ ВМЕСТЕ С БАЗАМИ

После многочисленных встреч на высшем уровне, угроз, непонимания и ультиматумов с обеих сторон министры иностранных дел Грузии и России все-таки подписали историческое соглашение о сроках вывода российских военных баз с территории Грузии. Москва пошла на существенные уступки Тбилиси, получив взамен пока лишь обещания о создании совместного антитеррористического центра в Батуми, невозможности присутствия в дальнейшем иностранных военных баз на территории Грузии, а также проблемы с Азербайджаном, выступившим против передислокации российских военных из Ахалкалаки в Гюмри.

Несмотря на ранние заявления главы МИД России Сергея Лаврова, что с Россией нельзя разговаривать на языке ультиматума, Тбилиси, по сути, продемонстрировал, что это единственный способ вести диалог с руководством нашей страны. Прецедент с российскими военными базами показал, что национальные интересы России изложены только в соответствующих доктринах, а слова с делами, как всегда, расходятся. Пример с Грузией наглядно показал то, как легко можно потерять вес на международной арене. И последствия компромиссного решения по вопросу вывода российских баз из Батуми и Ахалкалаки еще дадут о себе знать.

Незыблемость позиций или условий, на которых впредь будет настаивать российская сторона, наверняка будет подвергаться сомнению и делиться как минимум надвое. Скажем, если после подписания Стамбульских соглашений в 1999 году срок вывода российских военных баз с территории Грузии определялся нашей стороной в 15 лет, то уже спустя пару лет он сократился до 11, а в 2004 - до 8 лет. Еще пару месяцев назад министр обороны Сергей Иванов заверял всех в том, что Россия не намерена повторять ошибки и выводить свои базы в "чистое поле", что бюджет Минобороны не предусматривает сотен миллионов долларов на вывод войск и в четыре года уложиться будет просто нереально. Теперь же оказывается, что уложиться можно и в три с половиной года, причем вывод тяжелой техники начнется уже в этом году, а к 1 января 2006 года Грузии будут переданы все военные объекты, не входящие в состав военных баз (полигоны, ретрансляторы и т.п.) Вывод всей тяжелой техники из Ахалкалаки планируется завершить к концу 2006 года, а закрыть эту базу к 1 октября 2007 года. Батумская же база должна быть закрыта к концу 2008 года.

Рано или поздно Россия все равно была бы вынуждена уйти из Грузии. Сроки могли бы быть точно такими же и, видимо, сейчас они устраивают обе стороны. Но зачем же тогда было кричать на все стороны о твердости российской позиции в ходе переговоров, невозможности продолжать диалог на языке ультиматума, решительности создать позитивный имидж России за рубежом? По всем трем позициям - очевиден провал. Теперь конец 2008 года - крайний срок вывода военных баз с территории Грузии - выставляется нашими дипломатами как победа, ибо Тбилиси настаивал ранее на выводе войск до 1 января 2008 года. Однако в данной ситуации для Саакашвили, которому как раз в это время придется переизбраться на новый срок, это уже не так важно, ибо поставленная им задача к моменту выборов будет близка к завершению - ему будет что предъявить электорату. По поводу создания российско-грузинского антитеррористического центра, которое должно быть оформлено отдельным документом, тоже не все так однозначно. Пока что договор не подписан, а значит, возможны различные спекуляции по этому вопросу, которые уже начались в Грузии - мол, это никуда не годится, ибо большой разницы между военной базой и таким центром с участием российских специалистов нет.

Более того, достигнув компромисса с Грузией, Россия вчера уже столкнулась с недовольством Баку, заявившим о своем неприятии передислокации российской военной базы из Ахалкалаки в Армению. Несмотря на то, что Армения является суверенным государством, а значит, вправе самостоятельно решать вопросы предоставления своей территории для размещения войск другой страны, судя по всему, Азербайджан придерживается другого мнения. Карабахский конфликт так и не разрешен, следовательно, излишняя концентрация военной техники третьей страны на территории одной из противостоящих сторон не отвечает интересам обеспечения стабильности и безопасности в регионе. Таким образом, Россия оказывается втянутой в еще один конфликт на постсоветском пространстве и уже не в качестве коспонсора в его разрешении, а фактически в качестве участника.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2023
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна