Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
21.01.2008 | Татьяна Становая
Политический конфликт перед «газовой войной»?
16 января Украина подала заявку на присоединение к плану действий для вступления в НАТО. Это один из важнейших шагов в рамках атлантической интеграции. Посол России в Украине Виктор Черномырдин заявил, что Россия «будет вынуждена пересмотреть» отношения с Киевом. Одновременно новое правительство во главе с Юлией Тимошенко инициировало пересмотр газовых отношений с Россией. Речь идет как об отказе от услуг посредника в лице RUE, так и о значительном повышении цен на транзит российского газа в Европу. В ответ Россия пригрозила резким ростом цен на газ для Украины. Впервые после кризиса конца 2005 - начала 2006 годов Россия и Украина вновь оказались на грани острого политического конфликта, который способен затронуть практически все сферы сотрудничества. Первым итогом этого стала отмена запланированного на 23 января визита Юлии Тимошенко в Москву.
За последние три года отношения России и Украины претерпели качественные изменения, в основе которых лежит «оранжевая революция». Политическое руководство Украины выбрало прозападный вектор развития с перспективой вступления в НАТО и ЕС. Это в свою очередь стало одной из причин резкого обострения отношений России и Запада в целом, а также России и США в частности. Одновременно Кремль пересмотрел и отношения с Украиной: в 2005 – начале 2006 года это вылилось в «газовую войну». Позиция Москвы состоит в том, что нежелание Украины учитывать национальные интересы России (в первую очередь в контексте возможного вступления в НАТО) должно вести к прагматизации отношений: Россия отказалась «субсидировать» экономику Украины за счет дешевого газа. Здесь же важно напомнить и появление новых «войн памяти» - борьба Украины за признание голодомора и героизация ОУН-УПА, о чем свидетельствуют законопроекты, недавно внесенные в Раду.
Отношения с Украиной на протяжении трех лет остались в целом очень сложными. После кризиса, связанного с победой в этой стране «оранжистов», последовала «газовая война» в конце 2005 – начале 2006 гг. Стабилизация наступила в 2006 году, когда Россия добилась важнейших для себя уступок. Во-первых, были значительно повышены цены на газ: в Украину шел российский газ в малых объемах по высокой, среднеевропейской цене, который смешивался с дешевым среднеазиатским. В итоге средняя цена получалась в 2006 году – 95 долларов за тысячу кубометров, в 2007 – 135, в 2008 - 176,5.
Поставки осуществляются через посредника «РосУкрЭнерго» (RUE), который контролируется на паритетных началах «Газпромом» и украинскими бизнесменами (Дмитрий Фирташ и Иван Фурсин), давно работавшими с «Газпромом». Во-вторых, была введена гибкая система управления ценами на газ, позволяющая «играть» ими в зависимости от степени «враждебности» политического руководства Украины за счет изменения соотношений дорогого российского и дешевого среднеазиатского газа. Россия и раньше могла повышать цену на газ, однако это было трудно обосновать иначе, кроме как политическими мотивами. Теперь была введена система, позволяющая России подчеркивать рыночную природу своих решений. В-третьих, транзит газа был отвязан от контрактов на его поставку Украине, что снижало политические риски экспорта «голубого топлива» в Европу – в период «газовой войны» это было едва ли не главной проблемой Кремля (в то время Россия готовилась презентовать на саммите G8 свою концепцию энергозависимости потребителей и производителей газа).
Стабилизации отношений России и Украины в 2006 году способствовала смена правительства. Вместо Юлии Тимошенко к власти пришел «технический» Юрий Ехануров – фигура, не вызывающая раздражения в Кремле и вполне договороспособная. Еще более улучшило ситуацию избрание премьер-министром Виктора Януковича – лидера основной «антиоранжевой» политической силы, который воспринимается как прагматичный политик, не готовый идти на очевидно раздражающие Москву шаги. Несмотря на то, что Янукович во многом также разделяет прозападные ориентиры, он в отличие от «оранжевых политиков» имеет другую идентичность и опирается на близкий к России по культуре и менталитету восток страны. Это вместе с его прагматичностью значительно облегчало диалог с российским руководством и позволяло идти на знаковые уступки. Например, осенью 2006 года правительство Украины сняло блокаду с Приднестровья, чем значительно усложнило реализацию «плана Ющенко» по урегулированию приднестровской проблемы и позволило России сохранить доминирование в регионе. Янукович также активно выступал против поспешного вступления Украины в НАТО. И хотя он одновременно вел переговоры с НАТО о возможностях вступления, Россия видела в Януковиче инструмент торможения общего процесса евроатлантической интеграции Украины (прежде всего по причине конкуренции Януковича с «оранжевыми»).
Таким образом, в последние два года кризис отношений двух стран заметно смягчился. «Оранжевые» политики теряли поддержку «снизу», а «восточные» политические силы брали инициативу. Тем не менее, системная проблема евроатлантической интеграции Украины не исчезла и сохраняет свою актуальность.
Досрочные парламентские выборы, создание «оранжевой коалиции» и избрание Юлии Тимошенко премьер-министром страны создали основу для нового обострения российско-украинских отношений. Здесь есть и персональный фактор: Тимошенко, несмотря на свою политическую гибкость, персонально трудно воспринимается в Кремле. И крайняя политизированность позиции «оранжевых»: для них приоритет вступления в НАТО является одним из центральных и идеологически выстроенных, что априори сказывается на отношениях с Россией. Досрочные парламентские выборы привели к изменению баланса сил в Украине в пользу прозападных сил, что ведет к прямому столкновению интересов. «Оранжевая» власть Украины следует логике ускорения евроатлантической интеграции, а российская – логике противостояния этому.
Уже 16 января президент Виктор Ющенко, премьер-министр Юлия Тимошенко и спикер Верховной рады Анатолий Яценюк обратились в НАТО с просьбой рассмотреть возможность ее присоединения к плану действий по членству в организации на Бухарестском саммите (Румыния) в апреле. Впервые и подчеркнуто все ветви власти в Украине демонстрируют консенсус относительно атлантической интеграции. На Западе осторожно относятся к такой поспешности. Например, американский сенатор Ричард Лугар заявил, что письмо украинских лидеров — только начало дискуссии среди членов НАТО и в самой Украине о членстве в блоке. Однако в данном случае для руководства Украины важно засвидетельствовать и подтвердить свою политическую волю. Одновременно не исключается и проведение соответствующего референдума: напомним, что об этом, в частности, говорится в Универсале национального единства, подписанном в 2006 году президентом Ющенко и участниками антикризисной коалиции, в числе которых и был Янукович. Большинство населения Украины, по опросам, выступает против вступления в Североатлантический альянс, но, несмотря на это, власть готовится убеждать украинцев. Как заявил председатель парламентского комитета по евроинтеграции Борис Тарасюк, за всю историю НАТО референдум о вступлении в эту организацию проводился всего три раза, и каждый раз вопрос решался положительно. При этом он отметил, что «референдум в случае его проведения в Украине будет иметь исключительно консультативный характер, а вопрос о вступлении страны в НАТО все равно будет решаться на уровне властей».
В любом случае процесс вступления Украины в НАТО имеет как внутриполитические ограничители (тем более что конкуренция с «оранжевыми» и нынешний собственный оппозиционный статус усиливают антинатовские настроения в Партии регионов, которая резко протестует против подписания Яценюком «тройственного» обращения), так и внешнеполитические – Запад пока не торопится форсировать процесс. А это означает, что у России есть время и больше возможностей препятствовать евроатлантической интеграции соседней страны. Тем более важно отметить, что в данном случае проект вступления в НАТО в большей степени отвечает политическим интересам президента Виктора Ющенко, в то время как Юлия Тимошенко была в этом плане более осторожным политиком.
Помимо проблемы вступления в НАТО, новое правительство Украины инициировало еще ряд процессов, способных усугубить конфликт с Россией. Так, украинская сторона намерена 21 января 2008 года изъять в пользу Министерства транспорта страны радионавигационную систему «Марс-75», арендуемую Черноморским флотом России. Помощник главнокомандующего ВМФ России Игорь Дыгало заявил, что главное командование ВМФ России расценивает эти действия как противоречащие базовым соглашениям 1997 года. Таким образом, теперь можно ожидать и возобновления дискуссии о пребывании на украинской территории как навигационных объектов, так и всего Черноморского флота.
Негативной для России новостью стал снятие последних препятствий на пути вступления Украины в ВТО. Член Еврокомиссии, курирующий вопросы торговли, Питер Мэнделсон и украинский вице-премьер Григорий Немыря подписали в 16 января в Лондоне соглашение о снижении экспортных пошлин на некоторые виды сырья. Тем самым, урегулирована последняя проблема, стоящая на переговорах Украины и ЕС. Напомним, что в Кремле очень болезненно относятся к идее более раннего вступления Украины в ВТО: в этом случае Россия будет вынуждена вести переговоры и с ней об условиях присоединения к этой организации. Ранее предполагалось, что обеим странам обеспечат одновременное вступление – такая версия озвучивалась и со стороны представителей США, и ЕС. Однако теперь это вряд ли будет возможным. Как заявил президент Украины Виктор Ющенко, Украина может вступить в ВТО уже в феврале (хотя реально этот процесс займет несколько месяцев).
Наконец, самыми острыми и наиболее «перспективными» с точки зрения развития кризиса являются газовые отношения двух стран. Премьер-министр Юлия Тимошенко инициировала полный пересмотр схем газовых поставок газа в Украину. Во-первых, предложено отказаться от услуг посредника – RUE и снизить долю «Газпрома» на внутреннем рынке поставок газа. Тимошенко намерена взять под контроль внутренний рынок газа Украины, ограничив долю на нем ЗАО «Укргаз-Энерго» (в нем «Газпром» через Rosukrenergo владеет 25%) c 70% до 7%. Во-вторых, инициировано резкое повышение цен на транзит российского газа. Об этом стало известно в связи с визитом в Москву главы НАК «Нафтогаз» Олега Дубины: Украина хочет увеличить ставку за прокачку тысячи кубометров российского газа в Европу по 100 км территории страны с 1,7 до 9,32 долларов. В-третьих, ставится вопрос о снижении зависимости от России и поиске дополнительных источников «голубого топлива». В ответ Россия пригрозила Украине резким ростом цен на газ. Исполнительный директор RUE Константин Чуйченко заявил, что «с начала 2008 года компания заместила 740 млн куб. м азиатского газа российским сырьем из-за снижения объемов поставки природного газа из Центральной и Средней Азии. В связи с этим Rosukrenergo закупило российский газ в объеме 740 млн куб. м по цене $314,7 млн за 1 тыс. куб. м», - сказал он. А это означает только одно: средняя цена газа для Украины может значительно вырасти, и у нее образуется новый долг.
Пока стороны лишь обменялись угрозами. Однако перспектива нового конфликта достаточно серьезна. С одной стороны, есть непреодолимые факторы, которые будут способствовать развитию конфликта. Так, Украина будет настаивать на ликвидации посредника и росте цен на транзит. Россия в свою очередь будет бороться за сохранение монополии на поставки газа, а значит, сохранении посредника. Изменений в схемах поставок «голубого топлива» избежать не удастся, и торг будет вестись очень жестко, что дает основания для резкого обострения газовых отношений, вплоть до новых отключений.
В то же время есть и факторы, которые позволяют рассчитывать на преодоление кризиса. Так, по данным СМИ, «Газпром» не устраивают партнерские отношения с Дмитрием Фирташем, и монополия озабочена поиском замены. Не исключается, что Украине будет предложено напрямую приобрести долю в RUE. И здесь проблема договоренности с Тимошенко может быть решена положительно. Что же касается цен на газ и транзит, то достижение компромисса здесь находится в прямой зависимости от договоренности по схеме поставок, а также разрешения политических проблем между двумя странами. С экономической точки зрения, обе страны находятся во взаимозависимости, и в итоге обе будут вынуждены прийти к той или иной приемлемой формуле: Россия имеет обязательства перед Европой, а Украина – критическую потребность в российских поставках. Поэтому стороны будут вынуждены договориться, и главный предмет торга будет касаться прежде всего схемы поставок газа.Заметим, что как в ситуации 2005 года, так и сейчас фактическим инициатором пересмотра газовых отношений России и Украины выступает сама Украина, рассчитывая на моральную поддержку Запада (напомним, что именно Виктор Ющенко на волне «оранжевой революции» выступил с предложением пересмотреть отношения с Россией в газовой сфере, сделав из рыночными и прозрачными). Сейчас созданы все условия для повторения «газовой войны»: Кремль готов максимально резко реагировать на усиление атлантического вектора Украины и попытки снизить зависимость от России. Однако сейчас есть и условия, позволяющие избежать кризиса: Россия сейчас более договороспособна, и главной задачей является не переформатирование отношений (как в 2005 году), а сохранение всех тех достижений, которые были получены по итогам «газовой войны». В противном случае Россия будет рисковать своей монополей на покупку азиатского газа (отсутствие компромисса России и Украины повышает шансы на сближение Украины с Туркменией как основным поставщиком «голубого топлива»), а также репутацией в глазах Запада, что в период самоутверждения нового президента создает дополнительные политические риски. В отличие от 2005 года теперь динамика развития конфликта будет находиться в большей зависимости от степени жесткости позиции Украины, а точнее, степени ее антироссийской и прозападной ориентации.
Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.