Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
12.12.2007 | Алексей Рощин
Богадельня российского футбола
Шила в мешке не утаишь. Несмотря на всю закрытость нашего футбола, подкрепленную ангажированностью российской спортивной прессы, все же сведения о «забастовке» игроков-легионеров московского ЦСКА просочились в интернет. Собственно, уже давно было понятно, что «армейские» легионеры в гробу видали ЦСКА и играть за него не хотят. Вообще, спят и видят, как бы им наконец свалить из благословенной нефтедолларовой РФ куда-нибудь в Европу.
На предыдущий матч Лиги чемпионов (!) Вагнер Лав, Красич и Жо просто не пошли – наблюдали за ним с трибуны. Пресс-служба ЦСКА что-то проблеяла насчет того, что «у игроков поднялась температура». Теперь конфликт вовсе перешел в стадию скандала. Вагнер Лав просто отказался тренироваться, потребовал продать его как можно быстрее в другой клуб, поругался с Газзаевым и был отчислен им со сборов перед последним для ЦСКА матчем Лиги Чемпионов.
Вообще, первенство России по футболу 2007 года оставило какое-то чрезвычайно гадостное послевкусие. Мы воочию наблюдали на удивление стремительную деградацию – словно на наших глазах доселе вполне стоящий на ногах грузчик из универсама, как всегда, мирно посасывающий свою неизменную чекушку, разделся бы донага, встал на четвереньки, начал пускать слюни, гугукать и лаять по-собачьи. Постоянный рефрен большинства вменяемых комментариев по ходу сезона: «лидеров по игре нет», «матчи проходят скучно», «скорости у нас черепашьи» и т.п.
Что ж удивляться, если уважающие себя игроки норовят любой ценой намылить лыжи из этого отстоя? Инстинкт профессионального самосохранения, не более того.
Самое интересное, что все это происходило на фоне продолжающейся накачки деньгами нашего чемпионата.
Конец футбольного сезона для России превратился вообще в какой-то почти непрерывный кошмар. Полный провал ЦСКА в Лиге чемпионов (скорее всего, он, располагая в составе тремя игроками сборной Бразилии (!), займет твердое последнее место в группе). Совершенно отвратное выступление наших клубов в Кубке УЕФА; наконец, впечатляющий ноябрьский рейд сборной – проигрыш в Израиле и вымученная в совершенно равной борьбе победа над сборной Андорры.
Деградируют не только клубы – на глазах деградируют и отдельные игроки, которых мы еще недавно считали своими, пусть и «домашнего пользования», но «звездами». 2007-й – безусловно, худший год в карьере для Аршавина, Жиркова, Игнашевича, братьев Березуцких, Сычева. Дело даже не в том, что эти игроки стали играть хуже, чем раньше; страшнее то, что их игра становится практически неотличимой от серой массы основных игроков, заполняющих наш «чемп».
Любопытно то, что при обилии денег реальных звезд, на которые можно было бы «ходить», в нашем чемпионате в 2007 году стало едва ли не меньше, чем раньше. Хорошие игроки к нам по-прежнему не едут, а те, что есть, норовят быстрее слинять (как те «армейские» бразильцы). Впрочем, это ощущение «временности» и даже «диковинности» игроков-«звезд» в нашем болоте – давнее и прочное. Тут вполне подходят слова из старой эпиграммы Гафта: «Словно каплю «Шанели» добавили в щи». Тот же Вагнер Лав едва ли не с самого своего появления в футболке ЦСКА неизменно поражал меня каким-то почти детским недоумением на своей детской мордашке. Словно он постоянно задает себе вопрос: «А что я здесь делаю, в этой странной стране и с этими… гм! партнерами по команде?»
На мой взгляд, именно в 2007 году произошел неизбежный «переход количества в качество», и максимально четко определилась основная причина, которая губит наш футбол буквально на корню. Как ни парадоксально это звучит, но губит его именно то, что у нас почему-то принято считать чуть ли не единственным благом: деньги, изобилие денег.
Весь год вся футбольная Россия под впечатлением поступка Александра Кержакова: по слухам, он ушел из суперблагополучного «Зенита», имеющего спонсором «Газпром», в испанскую Севилью, отказавшись от втрое (!) большей зарплаты. Одни считают это подвигом, другие – безумством. Однако на самом деле абсурдна сама ситуация. С какой, собственно, стати у нападающего «Зенита» зарплата должна быть втрое больше, чем у нападающего «Севильи»? Ведь если сравнить, какие доходы приносит испанский чемпионат – разве это будет хоть как-то сопоставимо с доходами от российского чемпионата? Да, по тому, сколько вкладывают, наши чемпионаты почти сблизились; но если отдача от вложений настолько различается – что это означает?
Это означает всего лишь то, что российский футбол сегодня оказался абсолютно вне рынка. И именно деньги, как ни странно это звучит, вышибли рынок из российского футбола. Это означает лишь то, что вместе с рынком из футбола сегодня ушла конкуренция. А вместе с ней и другая главная составляющая – рыночная цена. Все, абсолютно все критерии в нашем сегодняшнем футболе оказались совершенно безбожно завышенными.
Попросту говоря – какой процесс мы наблюдаем последние годы в нашем футболе? Как ни странно – тот же, что и во всей российской экономике: безудержную, постоянно нарастающую инфляцию. Инфляцию таланта, инфляцию мастерства. Если принять за наиболее реалистичную цифру 20% в год – то получаем, что тот же Аршавин каждый год теряет 1/5 своего таланта и мастерства. Что от него останется еще через пару лет – грустно представить…
Главная проблема в том, что нашим футболистам сегодня совершенно незачем «надрываться» - они и так в глубине души знают, что безумно переоценены. Жутко то, что этому тлетворному влиянию переоценки поддаются и легионеры – они тоже начинают играть все хуже с каждым новым сезоном! Печальный пример – тот же Жо из ЦСКА…
Осталось определить «корень зла». Откуда, собственно, берутся все эти немеряные сотни миллионов, развращающие и губящие наш футбол? За очень малым исключением ответ прост: это государственные деньги. Собственно, только госденьги, поскольку они, как мы все помним, «ничьи», и можно тратить настолько безумно и без толку. Государственные корпорации и предприятия – РАО РЖД, РАО ГАЗПРОМ, РАО РОСНЕФТЬ, Минобороны, МВД, через неких своих «попечителей» - вот кто «вваливает» в футбол миллиарды долларов.
«На местах» таких монстров нет – и поэтому там, в регионах, все еще проще: деньги на футбол – причем теми же десятками тысяч долл. – берутся прямо или чуть-чуть «в обход» из и без того тощих региональных или городских бюджетов. Это настоящее безумие; причем «спонсорам» даже не приходит в голову, что, выбрасывая деньги на ветер, они не помогают, а губят! До срока превращают голодных мальчишек с горящими глазами в самодовольных и равнодушных бюргеров…
Единственный выход в этой ситуации – установить жесткий законодательный запрет на любое участие государственных ресурсов в финансировании профессиональных футбольных клубов. Не только напрямую из бюджетов, но вообще: чтоб никакая структура (фонд, АО, корпорация), в капитале у которой есть более 20% государственных средств, не имела права хоть рубль дать ПФК! Мера ведь совершенно понятная; да и кто объяснит, с какой стати не болеющие россияне-налогоплательщики должны финансировать футболистов-миллионеров из своих средств?
Увы, сегодня побеждает прямо противоположная тенденция. В ноябре Совет Федерации одобрил новую, подготовленную «тихой сапой» редакцию закона «О физической культуре и спорте в РФ», в котором был снят действовавший с ельцинских времен запрет на прямое финансирование профессиональных клубов из региональных бюджетов. Закон в открытую лоббировал сенатор Мутко, глава Российского футбольного союза.
Напрямую из бюджета какой-нибудь "хронически убыточной" области оплачивать трансферы игроков - цены за которые могут доходить у нас, как мы убедились в том же 2007 году, до 20 млн. долл.! Какой, однако, тут простор для «откатов», «отмывов» и прочих ласкающих слух российских взяточников словес!
С такими подходами российский футбол скоро превратится в окончательную богадельню, при упоминании которого любой европеец станет просто откровенно хохотать нам в лицо.
Алексей Рощин – ведущий эксперт ЦПТ
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.