Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

17.03.2014 | Светлана Самойлова

Города без выборов

В Госдуму внесены поправки к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (МСУ), отменяющие прямые выборы глав крупных городов. Закон будет принят до окончания весенней сессии, говорили источники «Ведомостей». Как и прогнозировалось, Кремль все-таки решился на фактическую отмену прямых выборов в крупных городах, выбрав для этого далеко не самую оптимальную форму.

Все крупные города получат статус городских округов с внутрирайонным делением. Во внутригородских районах будут собственные органы МСУ — представительные (депутатские советы) и исполнительные (администрация). В разделенных на районы городах на прямых выборах будут избираться только депутаты внутригородских советов, из их числа будет формироваться общегородская дума. Та же система предусмотрена для муниципальных районов, состоящих из сельских поселений, — их советы будут формироваться из депутатов таких поселений, цитировала газета «Ведомости» пояснительную записку к законопроекту. Прямых выборов глав городов ни одна из этих систем не предусматривает: все они избираются из числа депутатов. За хозяйство будет отвечать сити-менеджер.

Решение о выборе модели управления крупным городом будут решать региональные власти, которые традиционно заинтересованы в разрешении конфликтов с мэрами региональных столиц в свою пользу. Вероятно, что избежать соблазна реформировать крупные города будет непросто. Как ранее сообщал сопредседатель рабочей группы, глава комитета Совета федерации по вопросам МСУ Степан Киричук, реформа коснется 67 городов, в которых имеется районное деление (56 из них — это региональных центры), количество муниципальных депутатов в них увеличится в пять-семь раз (согласно проекту, их численность определяется законом субъекта). В сельских поселениях и городских округах, не имеющих районного деления, остается возможность избирать депутатов и глав на прямых выборах. Как заявил депутат Госдумы, автор законопроекта Вячеслав Тимченко, «нельзя говорить об отмене института прямых выборов мэров».

Законопроект не стал сюрпризом: обсуждение реформы МСУ было запущено несколько месяцев назад, а официальный импульс этому дал Владимир Путин в своём послании Федеральному собранию. Уже в нем ожидалось, что Путин объявит об отмене выборов мэров крупных городов (одной из схем было включение управления города в систему государственной власти, а местное самоуправление опустить на районный уровень). Обоснование реформы готовили близкие к власти аналитические центры, которые пытались доказать, что в новом виде МСУ будет ближе к людям.

Тем не менее, реформа в общественности воспринимается однозначно: как попытка Кремля лишить реальную оппозицию последней возможности политического участия: на уровне МСУ представители от партии власти часто проигрывали своим более харизматичным оппонентам.

Критично реформа воспринимается и с управленческой точки зрения. В системе МСУ закладывается двойственный конфликт: во-первых, между сити-менеджером и главой городского округа. Во-вторых, потенциально конфликтной является и сама матрешечная система: районы внутри округов. Избыточной выглядит и идея формирования парламента городского округа из состава представительных органов городских районов. Руководитель рабочей группы Фонда Кудрина по реформированию законодательства об МСУ Андрей Максимов сказал, что, если подобная модель будет введена, она ударит по центральным районам городов, где, как правило, самое большое население и высоки оппозиционные настроения. Чтобы избежать ущемления прав жителей этих районов, рабочая группа предложила использовать принцип представительства пропорционально численности избирателей. Иначе, объясняет господин Максимов, может получиться, что район с 60% населения будут представлять два депутата. Сам Кудрин заявил, что предложенная реформа вызывает у него «большие сомнения». Он подчеркнул, что «существует риск, что российские города лишатся не только выбранных мэров, но и выбранных городских парламентов» (отметим, что такое формирование нарушает основополагающий принцип прямых выборов, и легитимность таких органов будет крайне низка). Предложенные изменения, по словам Кудрина, вызовут управленческую неразбериху. Рабочая группа уже представила свой список предложений — он будет доработан и отправлен в Госдуму, в правительство и администрацию президента.

Кремль нашел такую формулу, при которой можно формально говорить о сохранении института выборности мэров (что позволит вроде бы не нарушать Европейскую хартию местного самоуправления), но при этом реально отменить выборы в крупных городах, где политические риски победы оппозиции весьма высоки. Кроме того, города ставятся под реальный контроль губернаторов. Тем не менее, в данном случае обращает на себя внимание половинчатость реформы: не решившись включать мэров крупных городов в систему госвласти, Кремль сохранил потенциальные риски утраты управляемости городами в случае падения рейтинга партии власти и значительной эрозии электоральной поддержки госинститутов. Ведь даже для того, чтобы поставить лояльного мэра, необходимо будет выиграть районные выборы. Тем не менее, для оппозиции такая модель оказывается крайне «неподъёмной»: для проведения своего главы крупного города придется получать большинство среди районных депутатов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net