Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

06.10.2008 | Татьяна Становая

Кризис – двигатель реформы

1 октября правительство РФ одобрило проведение пенсионной реформы, сутью которой станет реформа Единого социального налога (ЕСН). С 2010 года единый социальный налог (ЕСН) будет переименован в страховые взносы, его регрессивная шкала ликвидирована, а базовая ставка увеличится с 26% до 34%. Решение правительства вызывало сильное недовольство бизнеса, а также экспертов. Первые указывают на значительный рост налоговой нагрузки и требуют компенсаций. Вторые говорят, что решение принято в самый неподходящий момент – в ситуации мирового финансового кризиса. Тем не менее, именно реформа ЕСН позволит решить проблему дефицита Пенсионного фонда на ближайшие годы.

Дефицит ПФР – одна из самых острых проблем для российских властей: Владимир Путин на протяжении последних лет постоянно требовал от правительства поиска решения пенсионной проблемы. Проблема пенсий – это и актуальная политическая проблема. Все политические партии, так или иначе, уделяют вопросу уровня жизни пенсионеров самое пристальное внимание, критикуя правительство (этим не пренебрегает и «Единая Россия»). Пока было очевидно лишь одно: государство не в состоянии в полной мере обеспечивать высокий уровень пенсий всех категорий граждан. В связи с этим предлагалось развивать два направления. Во-первых, накопительную систему: часть отчислений передавались в ВЭБ, откуда граждане могли распорядиться ими и направить, например, в Управляющую компанию или в частный пенсионный фонд. Однако эти меры не решали проблему текущего дефицита ПФР, который по прогнозам правительства, должен был только расти. Более того, накопительная система не стала популярной: более 90% «молчунов» никак не распоряжались своими пенсионными накоплениями, а те, кто это сделал, получил минусовую доходность. На фоне нынешнего финансового кризиса проблема размещения накопительной части пенсий становится особенно актуальной.

Во-вторых, создана система добровольных накоплений и софинансирования. Основная идея состоит в том, чтобы приучить граждан самостоятельно откладывать на пенсию. По прогнозам Минфина, к 2017 году число добровольцев может вырасти до 5 млн. человек, что потребует от правительства ежегодно 50-70 млрд. руб. Деньги на софинансирование пенсий правительство намерено брать из Фонда национального благосостояния.

Но и это направление в пенсионной реформе не решает проблему будущих пенсионеров. Ситуация усугубляется предрекаемой в ближайшие годы «демографической ямой». «Алармистские» заявления в связи с этим делал прежний глава ПФР Геннадий Батанов, наставая на неизбежности повышения пенсионного возраста. Путин всегда эту возможность отвергал, хотя неофициальные источники в Минфине не раз говорили СМИ, что это лишь вопрос времени. Отказ от повышения пенсионного возраста - это политическая проблема, и пока государство может позволить себе отодвигать принятие радикальных решений.vДо последнего времени все идеи по изменению пенсионной системы, которые рассматривались в правительстве, так или иначе, отвергались. Так, в свое время Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф предлагал обязать граждан делать «добровольные накопления». Среди радикальных вариантов было и предложение передать средства «молчунов», поступающих в ВЭБ, на финансирование текущих пенсий (с такими предложениями выступал уже бывший Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов).

В феврале 2008 года Владимир Путин выступил с программной речью на заседании Госсовета, которая легла в основу Концепции долгосрочного развития России (КДР) до 2020 года. Разработка КДР была поручена Министерству экономики. Требование принять долгосрочную стратегию делало спор между ведомствами еще более острым: предстояло решать не точечные проблемы, а расставлять приоритеты долгосрочного социально-экономического развития страны. С приходом Путина на пост премьер-министра в российской власти окончательно оформились две «партии»: «партия роста», которая требовала сделать главный акцент на экономическом росте, и «партия стабильности», для которой важнейшим приоритетом было гарантированное выполнение всех обязательств государства в случае ухудшения мировой экономической конъюнктуры. Интрига состояла в том, что к «партии роста» можно было отнести едва ли не весь состав правительства, бизнес и истеблишмент. «Партия стабильности» держалась исключительно на авторитете Алексея Кудрина. Его главным «оружием» против «стратегии 2020» стала разработка бюджетной стратегии до 2023 года. Если в первом проекте документа речь шла о наращивании социальных расходов, о снижении налогов (прежде всего, НДС), а также о росте государственных инвестиций в экономику, то бюджетная стратегия ставила ограничители для роста государственных расходов и констатировала отсутствие возможностей для снижения налогов.КДР должна была быть принята 29 сентября. В ней правительство должно было определиться, что важнее: гарантии социальных обязательств и макроэкономическая стабильность или экономический рост. В этом споре практически полную победу одержал Алексей Кудрин.

Во-первых, вопрос снижения НДС отложен на год. Решение об этом окончательно было принято на совещании у президента Дмитрия Медведева две недели назад. Отказ от снижения НДС произошел на фоне мощного давления со стороны не только крупного бизнеса, но и влиятельных чиновников и государственных менеджеров. Например, за снижение налога выступал глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов.

Во-вторых, налоговая нагрузка на бизнес не только не будет снижаться, но и вырастет: речь идет о реформе ЕСН. По итогам совещания у Медведева казалось, что данный вопрос также отложен вместе с вопросом о судьбе НДС. Однако он был вынесен на обсуждение правительства. 30 сентября министры обсуждали пенсионную реформу у Путина, а 1 октября замена ЕСН на страховые взносы была одобрена на заседании президиума правительства.

Сейчас действует регрессивная шкала ЕСН: с годовой зарплаты до 280 000 руб. работодатель отчисляет 26%, с зарплаты от 280 000 до 600 000 руб. — 10%, свыше 600 000 руб. — 2%. С 2010 года ЕСН и регрессивная шкала отменяются. Вместо этого вводятся страховые взносы. Ставка будет увеличена с 26% до 34%. Единый для всех организаций тариф взноса в Пенсионный фонд составит 26% (сейчас 20%), в Фонд обязательного медицинского страхования — 5,1% (сейчас 3,1%), Фонд социального страхования — 2,9% (сейчас также 2,9%). Пенсионный взнос будет взиматься лишь с годового заработка, не превышающего 415 тысяч рублей. Это 34,6 тысяч рублей в месяц до налогообложения, или всего 18 тысяч после уплаты взносов и подоходного налога. Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова отмечает, что сумма в 415 тысяч – это та же минимальная сумма, что и сейчас (280 тысяч рублей), только рассчитанная по состоянию на 2010 год. Теперь сумма будет индексироваться ежегодно по мере роста зарплат. Сверх индексированной суммы страховые взносы уплачивать не придется.

Реформа ЕСН – одно из самых значимых решений правительства и одновременно самых противоречивых.Во-первых, новый налог позволит практически полностью решить проблему дефицита Пенсионного фонда. «Если бы мы не приняли эти решения, то к 2050 году пенсионная система на 86% финансировалась бы из федерального бюджета»,— заявила Татьяна Голикова. Теперь же увеличенный пенсионный взнос ликвидирует нынешний дефицит бюджета Пенсионного фонда, отметила она. Как пишет «Коммерсант», Минфину и Минздравсоцразвития, удалось «пробить» программу «валоризации» — повышения пенсионных прав (компенсирующую отсутствие страховой части пенсии до 2002 года). С 2010 года пенсионные права, приобретенные до 2002 года, увеличатся на 10% плюс по 1% за каждый год стажа, полученного до 1991 года. На практике это означает существенный рост пенсий с 2010 года и явное предпочтение, оказываемое «советским» пенсионерам, зарплаты которых обычно были достаточно невысоки.

Во-вторых, экономисты опасаются, что увеличение страховых взносов крайне негативно скажется на экономическом росте в России, который и так может замедлиться на фоне финансового кризиса. Нагрузка на бизнес, который оказался в непростых условиях из-за кризиса, значительно вырастет. Так, глава РСПП Александр Шохин отметил, что при согласии с заменой ЕСН на страховые взносы бизнес не может принять столь значительное повышение ставки. Пока правительство абстрактно обещает компенсации, однако о чем может идти речь, неизвестно. По данным «Коммерсанта» те послабления, которые обсуждаются, «компенсацией» назвать сложно. Речь идет всего лишь о пятилетнем субсидировании из бюджета увеличенных взносов с малых предприятий инновационной сферы и сельхозпроизводителей, которые сейчас уплачивают ЕСН по льготным ставкам. Бизнес же в лице РСПП требует совсем другого: по словам Шохина, востребовано снижение НДС, восстановление инвестльготы по налогу на прибыль, передача ПФР в управление активов госкорпораций с возможностью их дальнейшей приватизации.В-третьих, новую актуальность приобретает проблема «серых» заработных плат. По данным Росстата, около 90% населения получали среднедушевой доход в 2007 году в размере менее 25 тысяч рублей. Татьяна Голикова заверила, что крупные работодатели не пойдут в тень. Есть опасения только за малых и средних. Среди экономистов тут мнения разошлись: одни указывают, что теперь действительно «обелять» зарплаты нет смысла. Однако другие отмечают, что реформа скорее закрепит существующее положение, при котором те, кто вышел из тени так и останутся, а те, кто использует «серые зарплаты» продолжат их использовать.

Реформа отличается и тем, что ею недовольны как сторонники сильного социального государства, так и либералы. Первые указывают на то, что будущим пенсионерам гарантирована лишь минимальная пенсия: фактически накопительная система для тех, кто получает зарплату более 34 тысяч рублей, отменяется. «Мы специально пошли на это, для того чтобы люди с небольшими и средними доходами не оплачивали будущие пенсии тех, кто получает большой заработок» — пояснил Владимир Путин.Либералы говорят о том, что государство берет на себя огромную нагрузку по обеспечению достойной пенсии нынешних пенсионеров, но при этом практически никак не стимулирует к накоплению. Более того, новый подход позволит правительству выполнить задачу повышения коэффициента замещения (отношение пенсии к бывшему заработку). Его будут считать не к заработку вообще, а лишь к вводимому порогу. «Размер пенсии граждан при страховом стаже 30 лет должен составлять не менее 40% заработка, с которого уплачивались страховые взносы»,— заявил премьер. Директор по социально-экономическим проблемам развития Института современного развития (ИНСОР) Евгений Гонтмахер сказал в интервью «Времени новостей»: «Теперь государство говорит, что больше определенного порога все равно ты не получишь. Конечно, люди, которые зарабатывают большие деньги, могут позаботиться сами о себе, используя другие механизмы. Но время для этого очень неудачное: негосударственные пенсионные фонды еще не развернулись, а финансовый кризис ограничивает возможности инвестирования».

Непопулярность решения требует от российских властей искать публичное оправдание. Так, Владимир Путин на совещании практически обвинил США в необходимости принимать такие меры, которые не способны адекватно реагировать на кризис. Путин тем самым признал и тот факт, что нынешние меры носят вынужденный характер и во многом связаны именно с последствиями финансового кризиса. К реформе пенсионной реформы правительство безрезультатно шло несколько лет: основные решения принимались Кремлем, когда Путин занимал пост президента. Теперь приход Путина на пост премьер-министра, по сути, позволил значительно повысить работоспособность кабинета, несмотря на сохранение множества концептуальных разногласий и неспособность вовремя принять КДР. Во многом свое влияние на скорость принятия решения оказал кризис, который в этом выполняет своеобразную позитивную роль: правительство вынуждено уделять внимание самым трудным и длительно решаемым задачам. Принятое решение показывает, что для российских властей важнейшим приоритетом государственной политики остается выполнение своих социальных обязательств, иными словами, выполнение обязательств по социальному контракту с обществом – ключевой элемент политической стабильности системы. Если до финансового кризиса правительство искало баланс между приоритетом экономического роста и приоритетом стабильности, то после наступления кризиса пришлось искать не баланс, а делать жесткий выбор в пользу одного из приоритетов, в данном случае приоритета стабильности. И это понятно: для большинства российского населения ценность стабильности пенсионной системы гораздо выше достаточно абстрактных и малоощутимых в повседневной жизни последствий от экономического роста. В то же время оплачивать выполнение обязательства по социальному контракту будет бизнес.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net