Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

21.03.2024 | Марина Войтенко

Стратегические приоритеты структурной повестки

Марина ВойтенкоОпережающие и оперативные индикаторы деловой активности указывают на продолжение роста российской экономики в первом квартале текущего года. При этом темп ВВП (с учетом эффекта высокой статистической базы и снятой сезонностью) по итогам января-марта, скорее всего, будет более умеренным, чем в последней четверти 2023 года. Результаты конъюнктурных опросов демонстрируют разнонаправленные тенденции, указывая на значимую роль структурных ограничений, удерживающих скорость долгосрочного потенциального роста ВВП на уровне 1,0-2,0% в год (при медиане в 1,5%). Бизнес продолжает активно адаптироваться к дефициту рабочей силы (в январе он вышел на новый исторический максимум – прим. авт.) решениями, направленными на рост производительности труда. Правительство настраивает регулятивные практики на стимулы к инвестициям как драйверу структурных трансформаций. Денежные власти добиваются приближения к инфляционной цели, содействуя достижению баланса предложения и спроса и выравниванию траекторий зарплат и производительности труда.

В феврале объем отраслевых финансовых потоков оказался ниже на 3% среднего уровня четвертого квартала-2023. В ЦБ РФ это объясняют сдержанной (относительно завершения прошлого года) динамикой отпускных и потребительских цен. В то же время объем платежей без учета добычи, нефтепродуктов и госпотребления увеличился на 2,1%. Больше всего финансовые потоки «просели» у экспортеров, сократившись на 12,2% (что может быть следствием лага между поставками и поступлением оплаты за них, обычно составляющем до двух месяцев). Вместе с тем единственной укрупненной группой отраслей, показавшей прирост входящих платежей (сразу на 11% после январского спада на 10,3%), стали те, что ориентированы на инвестиционный спрос.

В ЦБ РФ полагают, то такой примечательный факт может объясняться усилением мотиваций у инвестиционной активности, ставшей менее чувствительной к ключевой ставке, из-за рекордной загрузки производственных мощностей, роста прибыли (на 35% г/г по прошлогоднему итогу, ожиданий спроса, удорожания рабочей силы, а также значимых потерь вследствие остановки уже начатых проектов даже при подорожавшем кредите.

Напомним, что, по данным Росстата, объем капвложений в экономику РФ в 2023 году составил 3 трлн 036,3 млрд рублей, прирост – 9,8% г/г, в первом квартале – 1% г/г, во втором – 13,3% г/г, в третьем – 14,5% г/г, в четвертом квартале – 8,6% г/г. Замедление темпа к концу года уже вызвало реакцию регуляторов – перестройку стимулов к инвестициям. Тем более в связи с тем, что они становятся все больше востребованными бизнесом, о чем, например, свидетельствует мартовский доклад Банка России об экономике регионов со ссылкой на мониторинг предприятий.

В 2022 году производительность труда в РФ, по оценке Росстата снизилась на 3,6% (в 2021-ом росла на 3,7%). Итоги-2023 еще не подведены, хотя в сентябре Минэкономразвития прогнозировало рост на 1,7%. Мартовские опросы ЦБ РФ показывают, что в 2024 году российские компании ждут роста показателя на 3,2% (это медианное значение, то есть половина респондентов ждут больших темпов, половина меньших). Почти 30% опрошенных предполагают, что производительность труда на их предприятиях поднимется на 6-15%.

Наибольший рост производительности труда в 2024 году ожидают компании, производящие инвестиционные товары (то есть машины, оборудование, стройматериалы), – на 4,2% (медиана), указано в докладе Банка России. В четвертом квартале 2023 года уровень загрузки производственных мощностей достиг исторического максимума (81%), что спровоцировало значительное увеличение инвестиций компаний в модернизацию и расширение производств, отмечается в материалах ЦБ. В производстве промежуточных товаров (сырье, материалы, комплектующие) производительность труда вырастет на 3,9%, в добыче полезных ископаемых – на 3,8%, ожидает бизнес.

В числе основных факторов роста производительности труда респонденты называли:

· оптимизацию производственных и бизнес-процессов (45% опрошенных предприятий). Среди отраслей эта опция оказалась наиболее популярной в добыче полезных ископаемых — о таких планах заявило 67% добывающих организаций, а также в строительстве (49%). Речь обычно идет о комплексе мероприятий по сокращению трудовых и ресурсных затрат.

· введение в строй нового оборудования. За счет этого повышать производительность планируют 27% предприятий, чаще всего компании, занятые в сфере обеспечения электроэнергией и газом (57%). Одним из направлений модернизации мощностей выступает автоматизация и роботизация производственных линий, указано в докладе ЦБ РФ.

Пока уровень роботизации в России невелик. В 2022 году, по данным Минпромторга, средняя плотность роботизации составила 11 роботов на 10 тыс. сотрудников. Для сравнения: по данным Международной федерации робототехники, в 2021 году в промышленности Южной Кореи было введено 1 тыс. роботов на 10 тыс. работников, Сингапура – 670, Японии – 399, Германии – 397, Китая – 322.

Оптимизация бизнес-процессов и введение в строй нового оборудования должны не только способствовать росту производительности труда, но и частично решить проблему дефицита кадров, следует из доклада Банка России. В начале 2024 года на недостаток работников жаловалось уже 47% промышленных предприятий. При этом, по оценке правительства, к 2030 году совокупный дефицит кадров в экономике России может достигнуть 2 млн человек.

· увеличение загрузки сотрудников (о планах увеличить среднее число отработанных часов заявили 11% опрошенных компаний). Среди отраслей эта опция наиболее популярна в производстве инвестиционных товаров (14%), стройкомплексе и агросекторе (12%) и у производителей, ориентированных на потребительский спрос (11%). Следует, однако заметить, что эксперты предупреждают: увеличение сверхурочной работы на деле может в конечном счете после локального подскока привести к снижению производительности в профессиях, связанных с высокой физической нагрузкой или интенсивной креативностью.

· повышение квалификации персонала. Наращивание компетенций сотрудников оказалось наименее популярной мерой повышения производительности труда – ее упомянуло 7% предприятий. Наиболее активное внимание этому вопросу планируется уделять в строительстве (11% компаний), а также в производстве инвестиционных и потребительских товаров (по 5% соответственно).

В послании-2024 Президента РФ Федеральному собранию поставлена цель войти к 2030 году в четверку крупнейших экономик мира. По оценке первого вице-премьера Андрея Белоусова, это означает, что на предстоящем 6-летнем треке ВВП должен вырасти примерно на 20% с постепенным годовым ускорением с минимум 2% до 3%. Для этого предстоит отладить регулятивные механизмы, позволяющие добиваться роста производительности труда и инвестиций, расширения несырьевого неэнергетического экспорта, усиления поддержки малого и среднего бизнеса и реализации проектов импортозамещения и технологического суверенитета.

В правительстве планируют провести масштабный реинжиниринг бизнес-процессов на предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики и социальной сферы в рамках обновленного нацпроекта по производительности труда с участием уже созданных Федерального центра соответствующих компетенций и 60-ти региональных.

Как сообщил Андрей Белоусов на совещании президента с членами правительства 14 марта, к 2030 году проект охватит не менее 12 тыс. предприятий – в два раза больше, чем на текущий момент. И все 288 тыс. учреждений социальной сферы. Опережающий прирост производительности труда на предприятиях, охваченных программой, должен вырасти на 5% по сравнению со среднеотраслевым показателем, в том числе за счет преимуществ использования цифровых решений.

Что касается капвложений, то приоритетной задачей правительства остается обеспечение их опережающего роста по отношению к ВВП (по прогнозу ЦМАКП, их темп-2024 составит 4,1-4,5%) с особым упором на предсказуемость условий для инвесторов. К 2030 году планируется удвоить количество заключенных СЗПК до 150 с общим объемом в 7 трлн рублей. Поддержке инвестиций будут способствовать применение регионального инвестиционного стандарта (внедрен в 85 субъектах РФ), предоставление инвестиционных налоговых вычетов на сумму до 90% от объема вложений с компенсацией регионам двух третей выпадающих доходов, повышение капитализации фондового рынка с текущих 34% ВВП до 66% ВВП к 2030 году, а также инструменты формирования долгосрочных сбережений населения.

Еще один структурный приоритет – рост не меньше чем на две трети в течение шести лет объема несырьевого неэнергетического экспорта. Продвижение российской продукции на внешних рынках будет обеспечено предоставлением льготного инвестиционного, предэкспортного и торгового финансирования. Наряду с этим планируется оказывать содействие частному бизнесу в создании за рубежом транспортно-логистических центров, промышленных зон, необходимых портовых, складских и демонстрационных мощностей. При этом российским экспортерам будет также компенсироваться часть транспортных расходов

Ускорение роста экономики неотделимо от развития малого и среднего бизнеса. Его темпы также должны опережать динамику ВВП. Достичь этого, полагают в правительстве, предстоит за счет расширения финансовых мер поддержки, льготного лизинга промышленного оборудования, стимулирования закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП, а также создания дополнительно к имеющимся 45-ти еще не менее ста индустриальных технопарков. Будет создана и единая цифровая система – платформа, объединяющая все меры федеральной и региональной поддержек МСП.

Принципиально важным компонентом структурной трансформации экономики остается импортозамещение. Здесь приоритетными являются системные меры импортозамещения для широкой номенклатуры продукции (льготные кредиты, в том числе в рамках кластерной инвестиционной платформы и Фонда развития промышленности, а также субсидии на НИОКР) и запуск проектов технологического суверенитета. Предварительно таких проектов будет двенадцать, в том числе станкостроение и робототехника, новые материалы и химия, обеспечение продовольственной безопасности, новые медицинские технологии. В каждом из них будут обеспечены гарантированный спрос, госзаказ на разработку критических технологий, подготовка кадров и друге меры поддержки.

В мартовском макроэкономическом опросе Банка России эксперты повысили ожидания роста ВВП-2024 с 1,6% до 1,8%. Тем самым в 2026 году к уровню-2021 он поднимется на 7,3%. При этом долгосрочный медианный прогноз ежегодных темпов до 2031 года по-прежнему не превышает 1,5%. Из этого следует, что трансформация экономики, выверенная по повестке преодоления структурных ограничений развитию, является по сути безальтернативной. Существенный аргумент в пользу этого – вероятная замедляющаяся динамика реальных заработных плат на треке 2024-2026 годов с 2,8% до 2,0% в годовом выражении. О необходимости повышения социальной отдачи от макродинамики говорят и данные Фонда «Общественное мнение»: за последние два-три месяца материальное положение практически не изменилось у 68% респондентов, улучшилось – у 13%, но ухудшилось – у 18%. В связи с этим абсолютно логичны действия правительства и денежных властей по регулятивно-инструментальной оснастке ускорения экономического роста на основе усиления инвестиционной активности и повышения производительности труда, что остается принципиальным условием достижения национальных целей-2030.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net