Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

02.10.2015 | Петр Морозов

Донбасский конфликт в новом мировом контексте

Резкая активизация политики Москвы на ближневосточном направлении и начало российской военной операции в Сирии, а до этого миграционный кризис в Европе оттеснили конфликт на востоке Украины если не на периферию, то на второй план внимания мировых лидеров. К тому же явное стремление Кремля навести мосты с Западом побудило его предпринять усилия по снижению напряженности в Донбассе. С начала сентября здесь почти не слышны выстрелы. 29 сентября, на следующий день после многозначительной встречи президентов России и США, в Минске в рамках Трехсторонней контактной группы было достигнуто соглашение об отводе легких вооружений от линии соприкосновения в Донбассе.

Между тем, 1 октября Владимир Путин признал, что до разрешения кризиса в Украине еще далеко. В течение ближайших пары месяцев должно определиться, реально ли продвижение в сторону урегулирования конфликта или начнется новое его обострение. Лидеры самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик пока не отказались от проведения сепаратных местных выборов 18 октября и 1 ноября, а Киев заявляет, что это поставит крест на Минских соглашениях. Западные политики не столь категоричны, но также резко возражают против организации выборов в Донбассе в обход украинского законодательства. Многое в плане дальнейшего развития событий должно решиться на саммите «нормандской четверки» в Париже 2 октября, который соберется впервые с 12 февраля, когда были подписаны Минские соглашения.

Работа над соглашением об отводе вооружений калибром менее 100 мм от линии разграничения в зоне конфликта велась в минской контактной группе с июня. Ожидалось, что оно будет подписано на заседании группы 22 сентября, но этот раунд переговоров завершился безрезультатно, причем в ОБСЕ возложили ответственность за неуспех на представителей ДНР и ЛНР. И вот, наконец, 29 сентября на новом заседании Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе с участием представителей ДНР и ЛНР было парафировано соглашение об отводе вооружений калибром меньше 100 мм от линии соприкосновения на 15 км с каждой стороны. В Минске документ подписали представители ОБСЕ, Украины и России в контактной группе Мартин Сайдик, Леонид Кучма и Азамат Кульмухаметов. На следующий день соглашение было подписано лидерами ДНР и ЛНР Александром Захарченко и Игорем Плотницким и вступило в силу.

Мартин Сайдик сообщил, что подписанное соглашение должно быть реализовано в два этапа: сначала предполагается отвести танки, а затем артиллерию и минометы калибром до 120 мм. Спецпредставитель ОБСЕ уточнил, что первый этап начнется через два дня после полного прекращения огня и завершится через 15 дней, а второй этап продлится 24 дня. ОБСЕ будет осуществлять контроль над процессом отвода путем мониторинга и верификации.

Мартин Сайдик заявил, что «данное соглашение станет существенным вкладом в укрепление режима прекращения огня и Минского процесса в целом». В Евросоюзе также выразили удовлетворенность начавшимся процессом. «Отвод укрепит режим прекращения огня, который в значительной степени соблюдался с 1 сентября, и внесет свой вклад во всеобъемлющую реализацию Минских договоренностей», – говорится в коммюнике Брюсселя от 30 сентября. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил, что новости из Минска дают «повод для сдержанного оптимизма». А полпред ДНР на переговорах в Минске Денис Пушилин даже заявил, что подписанное соглашение «может свидетельствовать об окончании войны».

Однако складывается впечатление, что обе стороны конфликта на востоке Украины сейчас находятся в некотором замешательстве в результате быстрого изменения мировой повестки и явного роста взаимной заинтересованности Кремля и ведущих западных лидеров в прямом диалоге. Президент Украины Петр Порошенко наверняка был разочарован тем, что его речь на юбилейной сессии Генеральной ассамблеи ООН, выдержанная в резко антироссийском тоне, не встретила особого интереса и отклика. Кроме того, в Киеве, похоже, нарастает неудовлетворенность позицией Ангелы Меркель и Франсуа Олланда, которые пытаются подталкивать Украину к реализации политической части урегулирования в Донбассе. 27 сентября премьер-министр Арсений Яценюк, поблагодарив Францию и Германию за поддержку, заявил о том, что для прекращения агрессии со стороны России необходима глобальная международная встреча, по итогам которой будет принят наиболее комфортный вариант защиты интересов украинской стороны. Для такой встречи, по его мнению, обязательно участие стран «большой семерки»: США, Великобритании, Канады, Италии и Японии.

В свою очередь, в самопровозглашенных республиках Донбасса есть опасения, что Россия не будет поддерживать их позиции в конфликте с Киевом столь же решительно, как прежде. Глава ДНР Александр Захарченко, подписав 30 сентября соглашение об отводе вооружений калибром менее 100 мм, уже 1 октября заявил, что начало отвода откладывается, поскольку ночью был обстрел Донецка со стороны силовиков. Он также подчеркнул, что в случае нарушений с украинской стороны ДНР будет готова вернуть технику обратно. В ответ в Генштабе Украины заявили, что это боевики ДНР обстреливали позиции ВСУ.

Думается, отвод легких вооружений от линии соприкосновения все же в ближайшие дни начнется. Этот вопрос на саммите «нормандской четверки» в Париже будет согласовать не сложно. Гораздо труднее будет решить вопрос с проведением местных выборов на территории ДНР и ЛНР. Ясно, что Меркель и Олланд будут категорически против их проведения 18 октября и 1 ноября. Но и поддержать позицию Киева, согласно которой эти выборы должны пройти лишь после восстановления контроля Украины над границей с Россией, они не могут, поскольку такая позиция явно противоречит Минским договоренностям и загоняет перспективу урегулирования конфликта в тупик. В последнее время активно обсуждается так называемый «план Мореля» – отставного французского дипломата, который является координатором политической подгруппы в рамках Трехсторонней контактной группы. «План Мореля» предлагает некий компромисс между несовместимыми подходами Киева и сепаратистов. Его смысл в том, что местные выборы на неконтролируемых территориях в Донбассе должны пройти по украинскому законодательству, но фактически под контролем властей ДНР и ЛНР.

В общем виде план предусматривает полное прекращение боевых действий, проведение амнистии, предоставление неконтролируемым районам Донбасса особого статуса, принятие специального закона Украины об организации местных выборов в этих районах и восстановление контроля Украины над границей после проведения выборов. Поскольку согласно избирательному законодательству Украины выборы проходят на партийной основе, а в ДНР и ЛНР партии отсутствуют, то предлагается, чтобы специальный закон допустил к выборам партии, которые имели местные отделения в избирательных округах на этих территориях до 2014 года. Кроме того, закон должен определить процедуры формирования временных территориальных избиркомов и предусмотреть обязательное участие международных организаций в наблюдении за выборами.

По различным данным, в основу «плана Мореля» легли договоренности, достигнутые летом в ходе контактов между статс-секретарем МИД РФ Григорием Карасиным и заместителем госсекретаря США Викторией Нуланд. Не удивительно, что Сергей Лавров в середине сентября «приветствовал те усилия, которые предпринимает Пьер Морель – он предложил развязки». Представительница МИД Германии сообщила радиостанции Deutsche Welle, что в Берлине рассматривают «план Мореля» как «основу дальнейшего урегулирования» кризиса в Донбассе. Такая же оценка характерна для Парижа. Так что на саммите «нормандской четверки» 2 октября «план Мореля» будет продвигаться тремя сторонами.

Однако, как и можно было ожидать, этот план был довольно негативно воспринят в украинской политической элите. Президент Порошенко 20 сентября заявил журналистам, что расценивает «план Мореля» как «личное мнение господина Мореля». Такая сдержанность не удивительна. Порошенко прекрасно понимает, что попытка реализации «плана Мореля» встретит резкое сопротивление националистов-радикалов и чревата угрозой развала правительственного большинства в Верховной раде. Принятие такого плана тем более опасно для президента незадолго до проведения в Украине местных выборов, которые состоятся 25 октября. Но и с порога отвергнуть «план Мореля» для Порошенко затруднительно: это может переполнить чашу терпения лидеров Германии и Франции и сильно ослабить поддержку Запада, который сейчас больше озабочен другими проблемами. Таким образом, ясно, что в Париже Петру Порошенко предстоит нелегкий выбор. Но выбор предстоит и Москве. Чтобы не осложнять отношений с Западом и получить надежду на смягчение антироссийских санкций Евросоюза, Москва должна убедить лидеров самопровозглашенных республик Донбасса отказаться от проведения сепаратных выборов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net