Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

30.03.2015 | Марина Войтенко

Развилки деоффшоризации

Предпоследняя полная неделя марта оказалась беспрецедентно урожайной на принципиальные решения властей о том, как стимулировать возвращение в «родную гавань» российских капиталов из низконалоговых юрисдикций.

Напомним, что идея оффшорной амнистии была одним из бесспорных «хитов» прошлогоднего президентского послания Федеральному собранию РФ. Погружение экономики в рецессию, разработка антикризисного плана и бюджетные корректировки-2015, на первый взгляд, отодвинули ее как бы на второй план. Причины настолько глубоки, что до боли памятный вопрос из отечественной литературной классики – «а был ли мальчик?» – был, пожалуй, самой благодушной ассоциацией в связи с размышлениями об ускользающем предмете. Впрочем, СМИ, отдадим должное, настойчиво информировали о продолжающейся работе. Правда с оговорками, что идет она трудно и до конечных результатов как-то неблизко.

Выступление Владимира Путина на съезде РСПП приоткрыло покров «тайны». Оказалось, что, во-первых, к российским капиталам могут быть вопросы у зарубежных регуляторов (выяснилось – у британских блюстителей чистоты денег они уже возникли). И, во-вторых, что разумные компромиссы в спорах чиновников и бизнесменов вполне возможны и, более того, должны быть ожидаемы. Президент РФ четко дал понять, что не против совмещения амнистии капиталов с переносом сроков подачи деклараций о доходах и имуществе, требуемых законом о контролируемых иностранных компаниях (КИК).

Наблюдатели сразу предположили: если автор идеи начинает публично обращаться к ее судъбе, то из этого следует, и «маршрут движения» столкнулся с развилками, когда требуется принятие политических решений высшего уровня. На минувшей неделе все эти перекрестки деоффшоризации обозначились вполне зримо.

Вопрос о том, в каком виде будет проходить амнистия капиталов, полностью прояснился на совещании Президента РФ с членами правительства 25 марта – она должна случиться по наиболее либеральному варианту из всех обсуждаемых.

Легализация будет синхронизирована с деоффшоризацией – соответствующие поправки в действующий закон о КИК уже подготовлены правительством и внесены в Госдуму[1]. Предполагается продление срока предоставления деклараций с 1 апреля до 15 июня, при этом закон о легализации капиталов должен быть принят до 1 июня. Как подчеркнул министр финансов Антон Силуанов в ходе совещания у президента, «наши граждане, бизнесмены, которые имеют компании за рубежом, смогут синхронизировать, сопоставить и принять управленческие решения вместе с теми позициями и положениями закона об амнистии, который будет принят в течение двух месяцев».

Проект закона предусматривает добровольное декларирование гражданами имущества (недвижимость, акции, доли в капитале, включая имущество в доверительном управлении и переданное от номинального владельца, и т.п.) и счетов и вкладов в банках за границей, а также возможность декларирования доходов и операций, связанных с приобретением легализуемого имущества и схем вывода (до 1 января 2014 года) капитала за границу. При этом предлагается более конкретно определить перечень статей Уголовного кодекса, от ответственности по которому предлагается освободить участников амнистии, ко второму чтению законопроекта после консультаций с FATF[2] (Международной организацией по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма – Financial Action Task Force).

В законопроекте предусмотрены и нормы о строгой конфиденциальности, о строгом подходе к сохранности информации. На нее будет распространяться режим налоговой тайны и она, как подчеркнул в ходе заседания правительства 26 марта глава Минфина, «не сможет быть использована в каких-либо разбирательствах, будь то уголовных, налоговых, административных и так далее. Эта информация будет жёстко и строго контролироваться и находиться под контролем со стороны налоговой службы».

По выбору физлица декларация может быть представлена до 31 декабря-2015 в налоговый орган или центральный аппарат ФНС, а процедура подачи должна быть предельно упрощена. Но и само декларирование не означает обязательности возврата соответствующего имущества на территорию РФ, потребуется лишь перевод в прозрачную юрисдикцию, которая не попадает в так называемый чёрный список FATF, а также за пределы тех стран, с которыми Россия не имеет соглашений, – во избежание двойного налогообложения. Премьер-министр Дмитрий Медведев особо отметил: «Но даже если эти деньги на момент декларирования останутся за пределами нашей страны, в будущем они могут быть спокойно инвестированы в Россию, если их собственник примет такое решение».

Более широкий подход, чем только амнистия капиталов, заложен и в самом названии законопроекта – «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках». По сути, это – возможность для россиян существенно укрепить правовой статус всего своего имущества – как за рубежом, так и в РФ. По мнению первого вице-премьера Игоря Шувалова, этот закон будет, прежде всего, востребован людьми, «которые относят себя к среднему классу, у которых есть какое-то недвижимое, движимое имущество».

Как видим, месседж, посланный властями, предельно ясен – амнистия капиталов-2015 состоится. Вместе с тем, на пути к ее полноценной реализации предстоит пройти через несколько развилок. Одна из них – платность или бесплатность упрощенного декларирования. С одной стороны, внесенной в Госдуму законопроект не содержит (пока?) предложений ни по «входному взносу», ни по налогообложению заявленного имущества. Главный резон отказаться от фискальных сборов – неясность, с какой налоговой базы это делать (как ее рассчитывать?) и за какой именно период, и как затем оценивать достоверность/недостоверность сведений о задекларированных активах.

Сложность проблем с оценкой активов, по-видимому, придется вновь доказывать в парламентской дискуссии. Как известно, различные проекты депутатов и сенаторов, тоже внесенные в ГД РФ, и разработанные с опорой на мировой опыт, предполагают разовые платежи. В законопроекте «О порядке возврата активов в РФ», предложенном членами Совета Федерации, например, предусмотрена ставка налога на возвращенный капитал в 2,5%. Определенный скепсис есть и у бизнеса, подозревающего развитие событий после амнистии по аналогии с «бесплатным сыром». Развеять эти сомнения, впрочем, могли бы более четко прописанные гарантии безопасности участников «процесса». Ведь именно этим, как показывает практика, отличаются успешные амнистии капиталов от провальных.

В Италии, например, в 2001-2002 годах заявители должны были заплатить 2,5% от задекларированной стоимости имущества или приобрести ценные бумаги на 12%. Итог впечатляет – только за первые два месяца в легальный оборот вернулись активы на €61 млрд., налоговые сборы увеличились на €24 млрд. Доверие было обеспечено выдачей специальных «сертификатов конфиденциальности взноса», владельцы которых освобождались от подачи деклараций, уплаты налоговых задолженностей и аудита средств, полученных до легализации. При этом ликвидировались все записи о фискальных долгах по заявленным активам, обеспечивалась полная конфиденциальность всех их перемещений, а налогообложение декларируемого дохода проводилось через специально созданный финансовый институт.

Предположим, что аналогичные вопросы применительно к текущим российским реалиям будут решены[3], и принцип бесплатности амнистии капиталов устоит. Однако придется вновь проходить через очередную развилку – определение мер, оптимизирующих мотивации к уходу из оффшорных юрисдикций. Речь, прежде всего, идет о пакете поправок к закону о контролируемых иностранных компаниях. В них в частности предлагается: освобождение от налогообложения дивидендов, полученных от КИК; расширение перечня случаев, когда возникает право рассчитывать прибыль по правилам ведения местной финансовой отчетности, а не по российским нормам; коррекция признаков налогового резидентства РФ для юрлиц (таковыми, например, не будут считаться ведение бухучета или делопроизводства для иностранных компаний в общем центре обслуживания группы в России, а также место проведения совета директоров).

Все эти меры – принципиальны для повышения доверия бизнеса к намеченным планам по деоффшоризации. Снижать «градус» в ходе предстоящих парламентских дискуссий было бы контрпродуктивно. Крайне важно также сохранить принцип отказа от увязки деклараций об активах с обязательствами их полного или частичного инвестирования в России. Многие амнистии в мире проваливались именно вследствие такого «линкиджа»[4].

Еще одна и весьма непростая развилка – законодательное определение ограничений, проистекающих из норм, критериев и процедур, которым в своей деятельности следует FATF. Ознакомление с законопроектом ее представители начнут только 30 марта. Как заметил первый вице-премьер Игорь Шувалов, рабочее взаимодействие с FATF необходимо для обеспечения полного соответствия ее требованиям и недопущения создания каких-либо дополнительных возможностей для отмывания денег. Все необходимые фильтры для этого (в полном соответствии с международными обязательствами РФ) еще предстоит выстроить. Немалую роль в этом призван сыграть Росфинмониторинг[5].

Принципиальная особенность намеченных планов по деоффшоризации экономики – отсутствие в них фискальных целей. В настоящее время нет даже официальных оценок предполагаемого объема средств, которые могут вернуться в Россию. Как подчеркивает первый вице-премьер Игорь Шувалов, предложенные решения, прежде всего, важны «с точки зрения создания доверия, соответствующего улучшения инвестиционного климата, то есть это – скорее, настроение, а не конкретное средство». В российской регулятивной практике это новый поворот, причем к структурной повестке перехода к новой модели развития. Как в связи с этим станет меняться настроение бизнеса, можно будет понять уже к началу лета-2015.

Марина Войтенко – экономический обозреватель

[1] В том числе уточнены положения закона о КИК в части налогообложения так называемых активных холдингов, получающих доходы от контролируемых ими компаний, занимающихся активной деятельностью. В соответствие с действующим законодательством их нераспределённая прибыль подлежит налогообложению. Теперь предлагается дать преференции инвестирующим в активные формы бизнеса. Кроме того, в российское законодательство впервые вводится понятие безотзывного траста. Речь идёт об освобождении от налога на нераспределённую прибыль учредителей траста, которые не имеют права распоряжения, управления имуществом этого траста, не будут участвовать в получении соответствующих активов при ликвидации этого траста.

[2] Законопроектом предусматривается, что для участия в амнистии не будут приниматься следующие позиции, и амнистия не будет распространяться на лиц, осуждённых к моменту проведения амнистии; лиц, в отношении которых к моменту проведения амнистии было возбуждено уголовное дело или дело об административном правонарушении по основаниям, по которым проводится амнистия.

[3] В 2007 году (в ходе единственной полноценно проведенной в РФ налоговой амнистии) этого не случилось. Легализация капиталов с уплатой 13%-го налога и перевод средств из оффшорных в российские банки дали скромный эффект – в бюджет были зачислены допналоги на сумму 3,7 млрд. рублей.

[4] В Бельгии в 2004 году гражданам предлагалось вернуть средства с зарубежных банковских счетов на родину, заплатив 6-9% (в том числе 6% с капитала, инвестируемого в акции бельгийских компаний). Предполагалось, что возврат составит €10-15 млрд. На деле получилось около €1 млрд. Активы для вложений были расценены как непривлекательные. Аналогичный опыт и в Аргентине, где в конце 1980-х обязательным условием было направление легализуемого капитала в национальные инвестиционные фонды. Неуспех был предопределен недоверием к этим институтам (низкая эффективность, коррупция и т.п.).

[5] Результативность деятельности российской финразведки в последнее время заметно выросла. По данным ее главы Юрия Чиханшина, только в 2014 году проведено почти 40 тыс. финансовых расследований, возбуждено 1,5 тыс. уголовных дел, заблокировано 3,5 тыс. счетов лиц, имеющих отношение к террористической деятельности. С начала текущего года пресечено причинение ущерба государству на 300 млрд. рублей, возмещены активы на 265 млрд. рублей, конфисковано имущества более чем на 3 млрд. рублей, доначисленно налогов – на 16 млрд. рублей. Одновременно в банковском секторе приостановлены операции (по признакам сомнительности) на 137 млрд. рублей.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net