Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

27.03.2015 | Александр Ивахник

Всем быть начеку

Выступая вчера на расширенном заседании коллегии ФСБ, президент Владимир Путин в очередной раз обосновал крайне жесткую антизападную линию России на международной арене и необходимость поддержания режима осажденной крепости внутри страны. Некоторое успокоение ситуации в Донбассе в этом смысле ничего не изменило в принципиальных подходах Кремля. Особая роль в оказании решительного отпора «проискам Запада» отводится Федеральной службе безопасности – родной для Путина организации.

Уже в начале выступления глава государства нарисовал зловещую картину, характеризующую западную политику «так называемого сдерживания России». Для этого используется весь набор средств – от попыток политической изоляции и экономического давления до масштабной информационной войны и инструментов специальных служб. Президент России упомянул и военную угрозу. По его словам, НАТО развивает силы быстрого реагирования и наращивает свою инфраструктуру вблизи российских границ. США пытаются нарушить ядерный паритет через форсирование создания глобальной системы ПРО. Разрабатываются принципиально новые боевые системы нанесения «молниеносного глобального удара» и ведения военных операций в космосе.

«Однако абсолютно ясно, что ни запугать, ни надавить на нашу страну ни у кого не получилось и не получится. На все внешние и внутренние угрозы национальной безопасности у нас всегда был и всегда будет адекватный ответ», – подчеркнул Владимир Путин. При этом он выразил уверенность, что ситуация не может оставаться вечно такой, какая она есть. «Она будет меняться, и, надеюсь, в лучшую сторону, в том числе вокруг нашей страны. Но она будет меняться в лучшую сторону не за счет того, что мы будем постоянно уступать, прогибаться или с кем-то сюсюкать. Она будет меняться в лучшую сторону только в том случае, если мы будем становиться сильнее», – считает Путин.

Что из этого следует для практической политики? Это означает, что российское руководство не готово идти на содержательный диалог с западными лидерами, поскольку диалог предполагает определенные взаимные уступки. Что касается «становиться сильнее», то поскольку к экономике это в ближайшие годы не относится, то фактически речь идет о наращивании военных мускулов. Россия будет форсировать принятие на боевое дежурство новейших ядерных баллистических ракет, мало уязвимых для систем ПРО, чаще проводить невиданные до последнего времени широкомасштабные военные учения, пугать западные страны полетами своих стратегических бомбардировщиков и появлением ядерных подводных лодок вблизи их границ. Речь действительно идет о демонстрации силы, только довольно трудно себе представить, что такая политика будет менять в лучшую сторону ситуацию вокруг России.

Владимир Путин обратил внимание и на ряд других угроз национальной безопасности. Так, он отметил, что выходцы из России и других стран СНГ проходят «обкатку» в горячих точках, в том числе в рядах так называемого «Исламского государства», на территории Сирии и ряда других стран, и затем могут быть использованы против РФ и ее соседей. «Поэтому важно принять дополнительные меры по ликвидации международных связей и ресурсной базы террористов, перекрыть им каналы въезда и выезда из России», – подчеркнул президент. Очень справедливые слова и важная установка. Только возникает вопрос: а те выходцы из России, которые проходят «обкатку» в такой горячей точке, как Донбасс, не представляют опасности после возвращения в родную страну? Правда, президент РФ отметил, что российско-украинская граница требует особого внимания. Но только в плане обеспечения беспрепятственного пропуска беженцев и продвижения машин с гуманитарными грузами, а также выявления украинских диверсантов – «тех, кто добровольно принимал участие в карательных операциях против мирных жителей, кто пытается замести следы или планирует преступления на территории Российской Федерации».

Другая серьезная угроза, с точки зрения президента России, – «попытки западных спецслужб использовать в своих целях общественные, неправительственные организации и политизированные объединения… для дискредитации власти и дестабилизации внутренней ситуации в России». Путин сообщил, что уже планируются соответствующие акции на период предстоящих избирательных кампаний 2016–2018 годов. В этой связи он повторил свои известные слова о готовности к диалогу с оппозицией, к продолжению партнерских отношений с гражданским обществом. Однако оговорился, что это относится лишь к тем, кто «содержательно критикует» те или иные действия или бездействие власти, причем на любом уровне. «Но бессмысленно вступать в дискуссию с теми, кто работает по заказу извне, в интересах не своей, а чужой страны или чужих стран», – твердо заявил президент.

Из этого нетрудно сделать вывод, что на предстоящих федеральных выборах те политические силы и отдельные политики, которые будут выходить за пределы «содержательной критики» власти, иными словами, несистемная оппозиция, будут идентифицироваться как «иностранные агенты», как «предатели национальных интересов», и на этом основании выдавливаться с электорального поля. Незавидна и участь независимых от власти НКО. Глава государства прямо призвал «и дальше обращать внимание на наличие иностранных источников финансирования неправительственных организаций, сверять их уставные цели с практической работой, а любое нарушение необходимо пресекать». Поскольку он озвучил этот призыв на коллегии ФСБ, то ясно, что спецслужба будет вовлечена в такую работу самым непосредственным образом, хотя по закону надзором за НКО призваны заниматься Минюст и прокуратура.

Все эти тезисы и установки не могут не вызывать тревоги у людей, сознание которых не находится в плену парадигмы осажденной крепости и способно к самостоятельному анализу сложившегося положения вещей. С другой стороны, трудно ожидать от власти иных подходов. Приняв решения о присоединении Крыма и оказании активной помощи сепаратистским силам в Украине, Владимир Путин, по существу, сжег за собой мосты и резко сузил коридор возможностей. Волевой ответ Запада наверняка был неожиданным для Кремля и оказался весьма болезненным. Подвешивание ситуации в Донбассе на уровне замороженного конфликта позволяет снизить накал конфронтации между Россией и Западом, но не обеспечивает отмены даже секторальных санкций. Реальным условием политического урегулирования ситуации на юго-востоке Украины является либо полный отказ Киева от территорий самопровозглашенных республик, либо полный отказ Москвы от поддержки сепаратистов. Ни то, ни другое не представляется возможным. Тем более неприемлемы для Кремля какие-либо дискуссии вокруг статуса Крыма. А это значит, что напряженность отношений между Россией и Западом приобрела долговременный системный характер, почти независимый от текущих тактических обострений или смягчений.

При таких обстоятельствах использование властью риторики осажденной крепости, безмерной гиперболизации угроз со стороны внешних и внутренних врагов становится естественным и неизбежным, особенно в условиях сокращения ресурсов и нарастания социально-экономических трудностей.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net