Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

29.09.2014 | Марина Войтенко

Монетарная независимость – непростое время

24 сентября Всемирный банк представил очередной полугодовой доклад по российской экономике, сопроводив его по традиции тремя сценариями. В базовом варианте (при сохранении внешнеполитической напряженности, санкций и недостатке структурных реформ вкупе с относительной финансовой стабильностью) ВВП в 2014 году увеличится на 0,5% (в марте предполагался рост на 1,1%), в 2015-ом – на 0,3%, в 2016 году – на 0,4%. Пессимистический вариант (с новыми санкциями) после более слабого результата-2014 в 0,4% предсказывает последующий спад в 2015-2016 годах на 0,9% и 0,4%, соответственно. Оптимистический «расклад» (геополитическая нормализация и отмена всех санкций до конца текущего года) означал бы повышение темпов роста с 0,5% в текущем году до 0,9% в 2015-ом и 1,3% в 2016 году.

На фоне многих других оценок[1] прогноз Всемирного банка, отметим это, исполнен умеренного оптимизма. Между тем, по логике авторов доклада, не в цифрах счастье. Существенно важнее качественное состояние «исследуемого объекта», вызывающее все больше вопросов. «В то время как меры по стабилизации макроэкономической ситуации были своевременными и успешными, среднесрочные цели экономической политики – с учетом изменившейся геополитической ситуации вокруг России – все еще пересматриваются. Такая сохраняющаяся неопределенность по поводу дальнейшего курса, который изберет Россия, ограничивает перспективы экономического роста», - говорится в резюме доклада. Возврат же к более высоким темпам (по сравнению с базовым вариантом), считают во Всемирном банке, будет зависеть «от неуклонного роста частных инвестиций и повышения потребительской уверенности, которые нуждаются в предсказуемой экономической среде и требуют урегулирования нерешенных вопросов по проведению структурных реформ». При этом основные направления последних – совершенствование экономических институтов, обеспечивающих стабильность госфинансов, управление волатильностью, повышение качества образования и инфраструктуры в целях роста производительности труда и расширения конкуренции.

По мировому опыту, в таких условиях крайне важны ясность намерений и предсказуемость действий денежных властей, от чего самым непосредственным образом зависят средне- и долгосрочные мотивации к инвестиционной активности и в целом динамика внутреннего спроса. После заседания правительства 25 сентября, где были одобрены (естественно, с рекомендациями некоторых корректировок) представленные Банком России основные направления денежно-кредитной политики на ближайшие три года, определенности в этих вопросах стало несколько больше.

У ЦБ РФ тоже три сценария развития экономики. Базовый близок к аналогичному у Минэкономразвития, положенному в основу бюджетных проектировок 2015-2017 годов. При допущении, что нефтяные цены снизятся со $106,5 за баррель (в среднем с начала 2014 года) до $102,5 за баррель в 2017 году ВВП ускорится с 0,9-1,1% в 2015-ом до 1,8-2,0% и 2,2-2,5% в 2016 и 2017 годах. Ожидается, что рост инвестиций составит 1,4-1,6% в 2015 году и 2,5-3,5% в 2016-2017 годах, а темп расширения потребительского спроса – 0,7-0,9% и 1,6-2,6% соответственно. Экспорт в 2015-2017 годах будет подрастать темпом в 0,8-1,6%, импорт – 1,0-3,6%.

Предполагается, что отток капитала снизится до $18 млрд. к 2017 году. Годовые темпы прироста денежной массы (агрегата М 2) будут насчитывать 9-12% (против прогнозируемых 5,5-6,0% в 2014 году). Кредитование экономики сохранится на уровне, сопоставимом с 2014 годом. Самый же главный «плановый показатель» для Центробанка – целевой уровень инфляции будет уменьшаться с 4,5-5,0% по итогам 2015 года до 3,7-4,2% в 2016-ом и 2017 годах.

Подчеркнем, что среди предпосылок базового сценария – поступательное восстановление роста мировой экономики, снижение геополитических рисков и постепенная отмена всех санкционных режимов, неповышение налоговой нагрузки и сохранение параметров тарифной политики (по формуле «инфляция + 1%»).

Вариант-2 рассматривает возможность продолжения повышенной внешнеполитической напряженности и пролонгирование действия обоюдных санкций и ограничений. В этом случае инфляция составит 6,0-6,5% в 2015 году, 4,5-5,0% и 4,0-4,5% в 2016 и 2017 годах. Темпы ВВП окажутся несколько ниже – 0,8-1,0% в 2015 году и 1,4-1,8% и 1,7-2,1% в последующие годы соответственно.

Вариант-3 пока наихудший[2]. В нем, помимо сохранения санкций, предусматривается выраженное снижение цен на нефть до $87 за баррель к 2017 году. При этих обстоятельствах темпы общеэкономического роста не превысят 1% за весь трехлетний период. В целях недопущения чрезмерного охлаждения экономики и снижения доверия к национальной финансовой системе и валюте будут использоваться широкий спектр инструментов, а также международные резервы для устранения рисков нестабильности.

Эксперты уже спорят о прогнозных цифрах ЦБ РФ. Если, по оценке главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, инфляция-2014 может превысить 7,5%[3], то базовый сценарий вполне может оказаться чересчур оптимистичным. В заключении на Основные направления, подготовленном в Институте экономической политики им. Е.Т.Гайдара, например, отмечается, что наиболее реалистичным представляется развитие событий по варианту-2. Тем не менее, общая направленность денежно-кредитной политики (ДКП), то есть, завершение многолетнего перехода к режиму таргетирования инфляции и достижение целевого среднесрочного уровня роста цен в 4% с 2016 года без монетарного ужесточения, экспертным сообществом в целом поддерживается.

Важно подчеркнуть и то, что Банк России не намерен снижать инфляцию в короткие сроки и любой ценой. На заседании правительства Эльвира Набиуллина особо отметила: «Поддерживать инфляцию на целевом уровне в каждый момент времени невозможно, поэтому мы указываем наиболее вероятный диапазон, в котором могут происходить колебания под влиянием непредвиденных факторов – он составляет плюс минус полтора процентных пункта[4]». Именно поэтому, уверены в центробанке, очень важна сдержанность по тарифам и налоговым новациям. Любой перебор здесь может очень быстро лишить таргетирование инфляции, как среднесрочную монетарную стратегию, необходимой гибкости и существенно усложнить эффективное управление процентными ставками при режиме плавающего валютного курса.

ДКП, последовательно направленная на замедление роста цен, создает основу как для сохранения покупательской способности населения, так и для усиления инвестиционной активности. В итоге ценовая стабильность оказывается стимулом структурных изменений в экономике. Для этого, однако, крайне важна скоординированность действий Центробанка и правительства, которая по идее должна, прежде всего, снижать риски возникновения немонетарных проинфляционных факторов. В связи с этим наблюдатели не могли не обратить внимание на слова главы Центробанка о взаимосвязи ДКП и доступности кредитов, прозвучавшие 25 сентября. Снижение ставок по кредитам лишь частично может быть достигнуто за счет изменений в кондициях монетарной политики. Здесь требуется комплексный подход, включающий структурные изменения в самом реальном секторе экономики. Воздействовать же на ставки Банк России может, лишь снижая инфляцию, которая задает нижнюю планку «цены» депозитов. «Если мы хотим, чтобы коммерческие банки не были просто распределителями по экономике денежных средств, напечатанных ЦБ РФ, а были рыночным институтом и осуществляли финансовое посредничество (в чем суть банковского бизнеса), то нам придется с этим считаться», - подчеркнула Эльвира Набиуллина.

Банк России уже запустил нестандартные инструменты предоставления ликвидности: регулярные трехмесячные аукционы, годовые аукционы, рефинансирование на полтора года по фиксированным ставкам, принято решение о трехлетних кредитах под инвестиционные проекты (правительство, впрочем, до сих пор не утвердило правила их отбора) по ключевой ставке минус один процентный пункт.

При этом ЦБ не будет напрямую регулировать ставки банков и стимулировать кредитование самым легким способом через снижение ключевой ставки. Без эффективных проектов, которые можно кредитовать с низким риском невозврата, дешевые деньги уйдут на спекуляции за счет заемных средств против рубля, в отток капитала и инфляцию. ЦБ РФ будет вынужден тратить международные резервы и вновь повышать ставки. Закономерным продолжением этого может стать и введение валютных ограничений, что самым разрушительным образом скажется на деловом климате. Общая констатация по поводу всех этих «упражнений» у председателя Центробанка предельно жесткая: «От благих намерений мы получим лишь ухудшение ситуации».

Позиция обозначена четко. Но, как нередко бывает, именно это и усиливает риски несовпадения рыночной стратегии таргетирования с элементами дирижизма (или, скажем мягче, «ручного управления») в немалом числе правительственных решений. Поэтому независимость денежных властей еще не раз будет испытываться на прочность. Желающие найдутся. Между тем, при всех спорах по конкретным параметрам прогнозных предположений Основные направления ДКП как раз и создают, хотя бы в первом приближении, некую рамку определенности в экономической политике. Без автономности Центробанка повысить эффективность последней будет крайне затруднительно, если вообще возможно. Проводить ответственную монетарную политику в ближайшие годы будет очень непросто. Но, и не делать этого тоже нельзя. У отказа от таргетирования лишь одна альтернатива – стагфляционный тупик.

Марина Войтенко – экономический обозреватель

[1] Сентябрьский опрос Bloomberg, например, показал, что российская экономика может столкнуться с рецессией из-за низких цен на нефть и закрытия внешних финансовых рынков для ряда заемщиков с вероятностью 58% уже в текущем году. Возможность спада не исключают в международных рейтинговых агентствах и зарубежных инвестбанках. Продолжение санкций усиливает риск падения-2014 до 0,2% ВВП, полагают в Центре развития НИУ ВШЭ. Цена закрытых внешних рынков на горизонте ближайших четырех кварталов, по расчетам Минфина РФ, может составить 2% ВВП.

[2] Банк России дополнительно прорабатывает четвертый – стрессовый сценарий, предполагающий резкое и более существенное падение цены на нефть (до $80 за баррель и ниже) на прогнозном горизонте, который будет включен в Основные направления на следующем этапе их доработки. Заметим, что большинство экспертов довольно негативно оценивают вероятность его сбываемости. Пока наихудший консенсус-прогноз – стабилизация цены на уровне $90 за баррель.

[3] МЭР предполагает, что цены на продовольствие (в основном из-за встречных санкций) в 2014 году возрастут на 12-13% (против 7,2-7,4%, прогнозируемых ранее). Зимой и весной 2015 года также возможен резкий рост цен на овощи вследствие слабости развития мощностей по их хранению.

[4] В Основных направлениях денежно-кредитной политики прямо записано: «Банк России не реагирует на временное ускорение или замедление инфляции под воздействием немонетарных факторов, которые носят краткосрочный характер или являются специфическими для отдельных сегментов потребительского рынка, если в среднесрочной перспективе ожидается возвращение инфляции к целевому диапазону».

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net