Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Кавказ

17.09.2014 | Сергей Минасян

Грузия-США: устойчивая динамика без иллюзий

Уэльский саммит НАТО в начале сентября 2014 г. не принес сенсаций в вопросе взаимоотношений Грузии с Североатлантическим Альянсом и с ведущей страной этой организации - США. Вполне предсказуемо Грузия не получила долгожданной Программы действий по членству в НАТО (Membership Actions Plan - MAP). Вместо этого, также вполне предсказуемо, было объявлено об очередном начале нового специального уровня отношений Грузии как «особого партнера НАТО».

Сделанное президентом США Бараком Обамой еще в конце марта 2014 г., заявление о нереалистичности в ближайшее время вступления Украины и Грузии в НАТО вызвало серьезное разочарование и беспокойство среди грузинской политической элиты. Однако при этом оно также отражало осознание Вашингтоном и Брюсселем того, что в нынешних условиях предоставление Грузии возможности членства в НАТО в восприятии Москвы означает реальный переход «красной линии». Естественно, что общественность Грузии все же надеялась на то, что в свете развитий в Украине и обострения отношений России с Западом возникает возможность предоставления их стране MAP в сентябре 2014 г. в ходе очередного саммита НАТО. Однако такой сценарий был нереалистичным.

Однако, перспектива полноценного членства Грузии в НАТО остается во внешнеполитической повестке Тбилиси. Любое существенное изменение внешнеполитической конъюнктуры на фоне ухудшения отношений России со странами НАТО может вновь вернуть этот вопрос в реальную, практическую плоскость. Возможно, во многом именно этим был продиктован визит министра обороны США Чака Хейгела в Грузию непосредственно после натовского саммита. Этим же были и продиктованные сделанные Хейгелом там достатчоно громкие заявления и пмредупреждения, почти исключительно адресованные Москве. В ходе своего визита американский министр также встретился с высшим руководством Грузии, побывал в учебном центре, заявил о возможности поставок Грузии некоторых видов оборонительного вооружения, а также многоцелевых военно-транспортных вертолетов «Блек Хоук».

Это был первый с 2003 г. визит министра обороны США в Грузию (тогда эту страну посетил Дональд Расфельд). Это говорит о том, что США продолжают рассматривать эту страну как ключевого военно-стратегического партнера, при этом уже не только в рамках региона Южного Кавказа, или транзитно-коммуникационного (с учетом энергетического корридора с Каспия на Запад и транзита военных грузов из Афганистана). Очевидно, что военно-стратегическая значимость Грузии в настоящее время в оценках Пентагона возрастает уже и в качестве страны, лежащей вдоль периметра южных, кавказских границ России.

Отношения США с Грузией достигли пика своего развития к 2008 г., когда Вашингтон фактически стал восприниматься как могущественный патрон, продвигающий и защищающий интересы Грузии на региональном и глобальном уровнях. Однако, несмотря на столь мощную поддержку правительству Саакашвили за все предыдущие годы, США оказались не в состоянии оказать реальную военную помощь Грузии в ее войне с Россией в августе 2008 г. Победа на президентских выборах Б.Обамы, начавшийся масштабный мировой финансово-экономический кризис и последующая попытка «перезагрузки» между Россией и США существенно снизили значимость Грузии в приоритетах региональной политики Вашингтона на постсоветском пространстве. Уходящая администрация Дж.Буша в качестве некоего «прощального жеста» успела заключить с Грузией в начале января 2009 г. Хартию о стратегическом партнерстве. Однако данный документ не давал жестких безопастностных гарантий стране, хотя и имел важное политическое и пропагандистское значение, в том числе лично для президента Саакашвили в его последующих контактах с новой администрацией Б.Обамы. В июле 2009 г. Грузию посетил вице-президент США Джо Байден, заявивший, что «политика перезагрузки» с Россией не будет осуществляться за счет Грузии, и что Соединенные Штаты будут содействовать в обучении и модернизации грузинской армии и поддерживать страну в ее устремлениях в НАТО. В качестве ответного шага Грузия в августе 2009 г. приняла решение об отправке в Афганистан грузинских войск в составе миротворческих сил НАТО, который стал самым многочисленным контингентом из числа стран, не входящих в Североатлантический Альянс.

При этом, несмотря на многократные призывы бывших грузинских властей, США воздержались от предоставления действенной военно-технической помощи наступательного характера грузинской армии, восстанавливающейся после августовской войны с Россией. Наряду с этим администрация США Б.Обамы существенно ужесточила свою позицию в отношении внутриполитических процессов в самой Грузии, уделяя особое внимание подготовке к подготовке парламентских выборов в Грузии в октябре 2012 г. и не допустив серьезных репрессий властей страны в отношении Б.Иванишвили и других его оппозиционно настроенных сторонников.

Как представляется (и итоги сентябрьского визита Чака Хейгела в Грузию это лишь подтвердили), отношения южнокавказской страны с США на фоне украинского кризиса будут продолжать сохранять уровень особых и достаточно близких взаимоотношений, однако вряд ли смогут достичь той степени доверительности, которую имело прежнее правительство М.Саакашвили при республиканской администрации Дж.Буша-младшего. Даже на нынешнем фоне поступательного ухудшения отношений с Россией США в обозримом будущем будут воздерживаться от предоставления конкретных гарантий безопасности Грузии. Тем не менее, возможность предоставления в краткосрочной перспективе администрацией Барака Обамы (или в более широких рамках НАТО) более серьезной военно-технической помощи, в случае еще большего ухудшения российско-грузинских отношений – вполне вероятна. Вдобавок к этмоу, администрация США заявила о готовности предоставить до 1 млрд. долларов военной помощи Украине, Грузии и Молдове, как странам-союзницам США вне НАТО, в рамках так называемого «Акта о предотвращении агрессии со стороны России – 2014».

Очевидно, что несмотря на это, грузинская сторона не вполне довольна такой динамикой взаимоотношений, надеясь, что украинский кризис сможет ускорить как процесс углубления американо-грузинских военно-политических взаимоотношений, так и сдвинуть с места вопрос окончательного предоставления стране Программы действий по членству в НАТО (Membership Actions Plan - MAP). К примеру, министр обороны Грузии И.Аласания еще в конце апреле 2014 г., в своем выступлении в Атлантическом Совета США в Вашингтоне уже озвучил, «в качестве идеи», предложение разместить на территории Грузии оборонительные средства ПВО стран НАТО. Естественно, что по мере разрастания украинского кризиса в грузинские порты участились визиты американских боевых кораблей, а также различного рода совместные учения и мероприятия военнослужащих Грузии и США, что свидетельствует о возможности дальнейшей активизации сотрудничества двух стран в сфере безопасности, особенно в рамках совместных проектов по Черноморской безопасности. Практически на постоянной основе в порту Батуми швартуется один из американских боевых кораблей.

Однако, как представляется, переход на качественно новый уровень взаимоотношений между Тбилиси и Вашингтоном в военно-стратегической сфере пока нереалистичен. Естественно, будет продолжаться политическая поддержка США Грузии в двустороннем и многостороннем форматах (в том числе в рамках НАТО и во взаимоотношениях официального Тбилиси с ЕС), но без предоставления четких гарантий безопасности и прямой военной помощи и членства в Альянсе. Параллельно будет продолжаться (возможно, даже усиливаться) содействие США политическим и экономическим реформам внутри Грузии, обеспечение стабильности внутриполитических процессов.

Впрочем, время от времени стыдливым камнем преткновения для Вашингтона и Тбилиси будут оставаться вопросы, связанные с уголовным преследованием новыми грузинскими властями бывшего президента Грузии М.Саакашвили и многих членов его команды. Американская сторона полагает, что преследование бывшей команды Саакашвили, которая в 2000-х гг. являлась чуть ли не эталонным примером «правильного прозападного курса», даже во многом по вполне справедливым обвинениям, является не вполне удачной позицией новых властей Грузии, бьющей по имиджу США и их европейских союзников на постсоветском пространстве. Однако со временем «проблема Саакашвили», видимо, будет занимать все меньше и меньше места в американско-грузинском политическом диалоге, тем более что бывший президент все больше вовлекается в политические процессы в Украине.

Вместо этого, даже с учетом более сдержанной позиции нового грузинского руководства в его отношениях со своим северным соседом, «фактор России» будет занимать все большее значение в политической повестке Тбилиси и Вашингтона (и Брюсселя), заслоняя им все остальные вопросы и проблемы, и создавая для них новые перспективы.

Сергей Минасян - доктор политических наук, заместитель директора Института Кавказа (Ереван, Армения)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net