Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

05.03.2013 | Михаил Агаджанян

Формула баланса в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Внимание крупных акторов международной политики смещается к Азиатско-Тихоокеанскому региону (АТР). Здесь сосредоточены растущие экономики, поддерживается повышенный спрос на приобретение вооружений и военной техники. Здесь также ощущается большой конфликтный потенциал в виде межгосударственных территориальных споров.

Особый интерес держав в последнее время привлекает спор между Китаем и Японией вокруг островов в Восточно-Китайском море. Китайцы их называют Дяоюйдао, японцы, под административным управлением которых они находятся, - Сенкаку.

В территориальном споре Китая и Японии Соединённые Штаты поддерживают своего азиатско-тихоокеанского союзника номер один. Это выражается в формуле «США не признают исключительного суверенитета ни одной из сторон над островами, но поддерживают административное управление Японии над ними». Этой формулой очерчивается круг американских приоритетов в их отношениях с Китаем и Японией. Здесь есть составляющая стратегии сдерживания Китая, элемент принципиальной приверженности двусторонним союзническим соглашениям с Японией. А также собственный интерес США в виде поддержания баланса сил и интересов в этой части АТР в удобном для себя режиме.

Указанная формула не только неоднократно была озвучена официальными представителями администрации Белого дома, но и закреплена на уровне законодательной нормы США. В заявлениях и документах США острова указываются под японским наименованием, что уже само по себе о многом говорит. Но американская поддержка японцев не ограничивается только символизмом. Она содержит чёткие внешне- и военнополитические опоры.

В наиболее концентрированной форме эти опоры, подчёркивающие взятие Вашингтоном стороны Токио в споре вокруг островов, закреплены в ежегодно обновляющихся поправках к закону об ассигнованиях на оборону США (National Defense Authorization Act). В действующей редакции на 2013-й финансовый год, утвеждённой подписью президента США 3 января текущего года (National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2013), закон содержит пункт 1286 («Sense of Congress on the Situation in the Senkaku Islands»). Его положения повторяют указанную выше формулу признания Вашингтоном административного управления Токио над островами, в то же время, отмечая, что у США нет определённой позиции в вопросе исключительного суверенитета какого-либо государства над этими территориями.

Закон подтверждает приверженность США своим обязательствам по Договору о взамном сотрудничестве и безопасности с Японией (Treaty of Mutual Cooperation and Security) от 1960 года. Спорные острова находятся на территории, которая включена в зону действия статьи 5 американо-японского договора, всё чаще подчёркивают в Белом доме.

Вместе с тем, в пункте 1286 содержится призыв к Китаю и Японии действовать в рамках международного права, найти пути урегулирования имеющихся разногласий исключительно в рамках мирного процесса, с соблюдением международно-правового принципа неприменения силы или угрозы силой.

Другой вопрос, насколько США, например, периодическим проведением совместных военных учений с Японией в прилегающей к спорным островам морской акватории, способствуют деэскалации китайско-японской напряжённости. Но законодательная норма есть, и она очерчивает общие рамки подхода США.

Как это чаще всего бывает в подобных случаюх, «дьявол» кроется в деталях. А они не отдают однозначные предпочтения США в пользу Японии. На это обратили внимание многие комментаторы, анализируя итоги недавнего визита японского премьера Синдзо Абэ в США. Визит показал, что Обама не ответил взаимностью японскому руководству на его ожидания ещё более откровенной поддержки со стороны Вашингтона. Оно и понятно – американцам нынче совсем некстати дополнительное осложнение отношений с китайцами.

Любой шаг за рамки указанной выше формулы незамедлительно приведёт к серьёзному охлаждению и без того не отличающихся особой теплотой американо-китайских отношений. Лучшим решением для США является сохранить всё как есть, продолжив курс на дозированное внешнеэкономическое вовлечение Китая и его разветвлённое внешнеполитическое сдерживание.

А что делать Китаю? Одно из решений – искать и находить поддержку в отношениях с другими крупными государствами.

Фактор российско-японского территориального спора вокруг южных островов Курильской гряды настраивает китайцев на соответствующие ожидания. Но Москве, как и Вашингтону, в китайско-японском территориальном споре, важно сохранить паритет, при этом, не ухудшая отношений с одной из сторон до неприемлемого уровня.

Китайцы в последние годы были замечены в попытках склонить российское руководство к поддержке Поднебесной. Главная ставка делается на апелляцию к деструктивным шагам Страны восходящего солнца, направленных, по мнению китайцев, на пересмотр итогов Второй мировой войны. Китай и Россия должны решительно претворять в жизнь совместное заявление, осуждающее фальсификацию итогов Второй мировой войны, заявил в октябре 2012 года посол Китая в Москве Ли Хуэй.

Но данные попытки Пекина не привели к изменению равноудалённой между Китаем и Японией позиции России. Москва придерживается своей, в текущих условиях наиболее оптимальной дипломатической формулы. Китай и Япония должны сами найти взаимоприемлемые решения, а Россия, как и другие крупные государства, может предложить свои посреднические услуги и стать гарантом реализации китайско-японских соглашений по урегулированию территориального спора.

Интересно отметить, что вокруг «проблемы» Южных Курил (на самом деле, для России здесь всё предельно ясно, а проблемы только у японцев, которые чаще всего их себе и создают), США также заняли преференциальную по отношению к Токио позицию. Это проявляется и в терминологии дипломатической риторики (американцы именуют острова на японский лад – «северные территории»), и в конкретике заявлений официальных представителей. К примеру, в период очередного обострения японской реакции на суверенные акты России в отношении южнокурильских островов (после посещения президентом России Дмитрием Медведевым 1 ноября 2010 года острова Кунашир), официальный представитель госдепартамента США Филип Кроули заявил, что США «действительно поддерживают Японию в вопросе, касающемся северных территорий». Правда, затем он упомянул призыв США к Японии и России о проведении консультаций для мирного разрешения спора.

У Москвы с Пекином есть полное взаимопонимание вокруг более концептуальной для «материкового» Китая проблемы. По Тайваню две евразийские державы ещё в 2001 году вышли на договорную формулу. Позиция России зафиксирована в Договоре с Китаем о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 года и состоит в том, что существует только один Китай, правительство КНР является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань – неотъемлемая часть Китая. В свою очередь, Пекин не имеет возражений против осуществления Москвой неофициальных связей с Тайбэем в торгово-экономической, научно-технической, культурной, спортивной и других областях.

Российско-китайская формула по Тайваню может послужить примером для Пекина и Токио, как минимум, в той части, что компромиссные развязки всегда возможны, если на то есть политическая воля сторон. Но в АТР, окутанном плотной сетью региональных оборонных соглашений с участием США, одной политической воли непосредственных сторон конфликта может оказаться недостаточно. В дело вмешивается стратегический интерес Вашингтона поддерживать нужный градус напряжённости в приоритетном для себя регионе, но без заступа за линию военной эскалации.

Сложившийся баланс сил в АТР в ближайшее время сохранится. Его пересмотр чреват самыми непредсказуемыми последствиями, в которых ни одна из прямо или косвенно вовлечённых сторон не заинтересована. Внешние силы стремятся установить элементы регионального контроля с опорой на оборонные соглашения и реальность долгосрочных территориальных споров. Последние также своего рода элементы поддержания баланса сил. А любые неконтролируемые помехи региональному балансу внешние силы будут гасить на коллективной основе, пытаясь найти в этом общие знаменатели. Классический пример – ядерная и ракетная программы КНДР, перешагнувшие за порог мирных целей.

Михаил Агаджанян – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net