О проекте Реклама Редакция Партнеры Архив мы в Facebook  
Создание и поддержка: Центр политических технологий
ЭКСПРЕСС-КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ЦПТ
ИНТЕРВЬЮ
Деревянный набат
Самым ярким для населения индикатором положения дел в экономике является курс доллара. Наблюдая растущие ценники в уличных обменных пунктах, все без исключения понимают, что успокоительная риторика чиновников - это не более чем стремление сохранить хорошую мину при плохой игре. И все их заявления о том, что нам не страшны санкции Запада - не более чем блеф. Хотя им самим, возможно, санкции и не страшны, а вот тем, кто занимается бизнесом и простому населению - даже очень. Каковы бы ни были причины обвала цен на нефть, которые, как считают аналитики, и привели к падению курса национальной валюты, факт налицо: национальная валюта обесценивается и этот процесс может продолжиться.

Далее
(комментировать)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
МОДЕРНИЗАЦИЯ

Поможет ли государственный капитализм российским регионам?
Ростислав Туровский
В кризисный период развития российской экономики многое зависит от того, как будут реализовываться региональные проекты и будет ли крупный бизнес заниматься регионами. В нулевые годы ведущие российские ФПГ активно создавали сети своего регионального влияния, разрабатывали сами или вместе с государством новые промышленные и инфраструктурные проекты. Весьма острой могла быть и борьба между ФПГ за влияние в тех или иных регионах. Но эта история, типичная для первых двух сроков путинского правления, осталась далеко позади. Финансовый кризис 2008-09 гг. создал новые реалии, когда федеральный центр оказался единственным более или менее платежеспособным субъектом, готовым вкладывать средства в региональные проекты, причем, разумеется, далеко не во все. В итоге и число проектов сократилось, и ФПГ, не только государственные, но и частные стали рассчитывать в первую очередь на государственную поддержку при реализации своих проектов, либо просто при их спасении. Фактически многие частные ФПГ перешли на государственное иждивение, не говоря уже об опорной для власти системе государственных корпораций, которая неразрывно связана с федеральной властью и ее бюджетом.

Далее
(комментировать)

НОВЫЙ КГБ
Доллар за 100 рублей: что еще можно сделать для спасения экономики
Вчера Банк России повысил ключевую процентную ставку до 10,5%. Но все, что можно сказать об этом решении: слишком мало, слишком поздно. Сегодня ЦБ сталкивается едва ли не с самым тяжелым и сложным вызовом за все постсоветское время. Каковы возможные выходы?

Далее
(комментировать)

НАШИ ПАРТНЕРЫ





РЕКЛАМА
Интернет-магазин товаров для красоты. Интернет-магазин медицинской техники.
luxtag.ru
парковка шереметьево f
skypoint-park.ru
ВЗГЛЯД
АЗЕРБАЙДЖАН: ГОРЯЧЕЕ ДЫХАНИЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ
Сергей Маркедонов

В отличие от Армении, где выборы состоятся уже 18 февраля, Азербайджану предстоит выбирать главу государства только 16 октября. Однако горячее дыхание президентской кампании чувствуется уже сегодня.

На первый взгляд, позиции нынешнего президента Ильхама Алиева кажутся прочными и непоколебимыми. Представители правящей партии «Ени Азербайджан» заявляют, что никаких реальных конкурентов у действующего главы государства нет. Но полагаться в таком вопросе на риторику «партии власти» - не самый оптимальный способ для понимания проблемы. Помимо этого существуют другие показатели, говорящие о том, что позиции власти выглядят предпочтительными. Во-первых, в 2009 году Ильхаму Алиеву удалось провести конституционные поправки, с помощью которых Основной закон Азербайджана был изменен так, что снимал ограничения на количество легислатур для одного лица. Таким образом, для Ильхама Алиева не существует формально-юридических ограничений для переизбрания президентом Азербайджана. Реализация пакета поправок прошла сравнительно легко, не вызвав серьезных внутренних потрясений и давления со стороны Запада. Было бы неверно говорить об отсутствии недовольства политикой Ильхама Алиева внутри Азербайджана (о чем мы еще поговорим отдельно). Однако это недовольство не имеет, как и во многих других постсоветских странах, адекватной реализации. Нет таких лидеров, которые могли бы составить серьезную конкуренцию президенту и увлечь за собой значительную часть общества. Нет в Азербайджане, если сравнивать его с Арменией, и второй «партии власти», которая бы публично отражала некий плюрализм внутри правящей элиты.

Очень проблематичной выглядит и консолидация оппозиции. Не исключено, что идея выдвижения общего кандидата на выборах не будет реализована. В Азербайджане, как и в других республиках бывшего Советского Союза, у оппонентов власти богатая традиция идти на президентские и парламентские выборы разными колоннами. В 2008 году «Мусават» и Партия Народного фронта Азербайджана не смогли согласовать единую кандидатуру и в итоге приняли решение о бойкоте выборов. Кампания превратилась в техническое переизбрание Ильхама Алиева. Можно вспомнить и другие печальные опыты, будь то выборы президента в 2003 и в 1998 годах, а также парламентские выборы 2005 года, когда противники власти вошли в кампанию двумя колоннами (блок «Азадлыг»/ «Свобода» и «Ени Сиясет»/ «Новая политика»). В 2005 году в моду вошел оранжевый цвет, и лидеры азербайджанской оппозиции его активно использовали для доказательства своей идеологической близости Виктору Ющенко и Михаилу Саакашвили и решимости победить действующую власть. Но одного этого оказалось в итоге недостаточно. Азербайджан по пути «цветных революций» в 2005 году не пошел, что впрочем, не дает вечных гарантий политической стабильности и отсутствия потрясений. Как бы то ни было, а сегодня определенные факты говорят о том, что прежний опыт снова может быть воспроизведен на новом витке исторического развития. Так общественное движение «Республиканская альтернатива» уже не исключило выдвижение на выборах собственного кандидата. «Если в течение ближайшего месяца мы не получим ответов от других политических сил на свои инициативы в связи с выборами, то выдвинем своего кандидата», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» лидер движения Ильгар Мамедов.

Что же касается Запада, то энергетические проекты с участием прикаспийской республики заставляют США и ЕС быть более терпимыми к некоторым особенностям азербайджанской внутренней политики. То, что позволено Баку, не прошло бы ни в Тбилиси, ни в Ереване. Быть более осторожными Вашингтон и Брюссель заставляют события «арабской весны» или ситуация в Мали. И хотя американские и европейские лидеры не склонны к чрезмерной рефлексии относительно собственных иллюзий, завышенных ожиданий и провалов неоправдавшихся надежд, тем не менее, знакомство с практикой модернизации исламского мира показывает: форсированная модернизация на Востоке может ускорить победу радикальных сил. И потеря светского Азербайджана, готового к кооперации с Израилем (включая и военно-политическую сферу), была бы и для Штатов, и для Европы непростительной роскошью. Отсюда и толерантность к практикам «третьего срока» и «управляемой демократии».

Однако все это не означает того, что предстоящая кампания лишена всякой интриги. Так, 4 января 2013 года партия «Мусават» выдвинула кандидатом на выборах известного азербайджанского политика Ису Гамбара. Его политическая карьера стартовала в период «перестройки» и была связана с Народным фронтом Азербайджана (НФА). В мае 1992 - июне 1993 гг. Гамбар был председателем парламента республики. После отставки Аяза Муталибова и до избрания на должность президента Абульфаза Эльчибея он несколько месяцев исполнял обязанности главы государства. В июле 1993 года состоялось «большое возвращение» в азербайджанскую политику Гейдара Алиева (впрочем, трудно сказать, когда он покидал ее). Вскоре после этого Иса Гамбар был подвергнут аресту, а затем выпущен на свободу под давлением международных общественных организаций. После освобождения он возобновил свою политическую деятельность, но уже в качестве оппозиционера. В 2003 году Гамбар баллотировался на пост президента Азербайджана, но потерпел поражение от Ильхама Алиева, хотя и занял почетное второе место. Мусаватисты выдвинули обвинения в фальсификации результатов выборов и заявили о победе Гамбара. Но попытки организации массовых протестов против преемника Гейдара Алиева успехом не увенчались. Не была успешной для Гамбара и парламентская кампания 2005 года.

Через 9 дней после выдвижения лидера мусаватистов в качестве кандидата его имя попало на ленты различных информационных агентств. 13 января на въезде в Ленкорань на него было совершено нападение, которое соратники Гамбара связали с происками власти и стремлением минимизировать влияние оппозиции в стране. Однако для лидера партии «Мусават» проблема состоит не только во взаимоотношениях с властями. Не менее важна готовность других оппозиционных сил видеть его в качестве единого лидера. Между тем весь предшествующий опыт свидетельствует, что с этим есть проблемы. Ведь если бы таковых не было, то выдвижение Исы Гамбара произошло бы на некоем форуме объединенной оппозиции, не в формате Меджлиса одной партии, пусть даже и имеющей серьезное влияние в оппозиционном сегменте азербайджанской политики.

Впрочем, в постсоветской политике (и Азербайджан, тут, конечно же, не исключение) интриги стоит искать не только и не столько в публичной сфере, сколько в «схватках бульдогов под ковром». И такие «схватки» имеют место быть и сегодня. И не исключено, что ближе к президентским выборам они могут усилиться, а различные «группы влияния» будут стремиться к тому, чтобы получить максимум от избирательной кампании. Некоторые данные об этих внутриэлитных баталиях попадают в СМИ и становятся предметом дискуссий. Так, в последнее время весьма активно обсуждается так называемый «Гюляргейт» (названный так по имени бывшего депутата Милли Меджлиса/парламента Азербайджана Гюляр Ахмедовой). Эта история началась не сегодня, но свое влияние на президентскую кампанию (во всех ее измерениях) она, безусловно, оказывает.

В сентябре и в декабре 2012 года бывший ректор Азербайджанского международного университета Эльшад Абдуллаев (он покинул Азербайджан и проживает во Франции) выступил с разоблачительным заявлением относительно системы взяток при прохождении в национальный парламент. Эти заявления сопровождались обнародованием подтверждающих видеозаписей на Youtube. Остроты ситуации добавил тот факт, что среди участников этой системы были названы не только бывший депутат, но и глава президентской администрации Рамиз Мехтиев. Ахмедова в сентябре 2012 года отказалась от депутатского мандата и была исключена из правящей партии «Ени Азербайджан» и в январе нынешнего года была передана под надзор полиции по обвинению в имущественных преступлениях. Но Мехтиев - фигура совсем иного масштаба. Этот человек является одним из самых крупных политических «тяжеловесов» в республике. Свою карьеру он начал делать еще в советские времена в аппарате ЦК компартии Азербайджана, а пост главы администрации он получил еще в феврале 1995 года. С его именем связывают и успешное проведение сложной многоходовки по обеспечению передачи власти от Гейдара Алиева его сыну Ильхаму. Сам Мехтиев опроверг обвинения Абдуллаева в свой адрес. Однако нельзя не заметить, что практически синхронно с «Гюляргейтом» сотрудники «Проекта отчетности по организованной преступности и коррупции» преподнесли президенту Ильхаму Алиеву экстравагантный новогодний «подарок» в виде первого места в рейтинге высокопоставленных коррупционеров в номинации «Восточная Европа - Центральная Азия». Возможно, эти события лишь случайно совпали по времени. Однако определенную нервозность в Баку они вызвали, как и разговоры о том, что Запад попытается организовать более жесткое давление на официальные власти.

Впрочем, не стоит забывать, что в постсоветском Азербайджане есть еще одна традиция, когда действующая власть наносит точечные удары «по штабам», демонстрируя готовность к обновлению и очищению и перехватывая популярные оппозиционные лозунги о противодействии коррупции и непотизму. Можно вспомнить, как в 2005 году незадолго до парламентских выборов, обсуждаемых в контексте «оранжевых сценариев» за решеткой оказались министр экономического развития Фархад Алиев, глава компании «Азпетрол» Рафик Алиев, министр здравоохранения Али Инсанов, экс-министр финансов Фикрет Юсифов, глава компании «Азерхимия» Фикрет Садыхов. Не исключено, что и в 2013 году азербайджанская власть может использовать «Гюляр-гейт» в своих интересах, показывая готовность «решительно отмежеваться» от высокопоставленных взяточников. Вопрос, как далеко готовы на этой пойти власти, не нарушая сложившихся внутриэлитных раскладов, бюрократических сдержек и противовесов. Главное в этом процессе не увлечься и не пережать по части прессинга. Иначе можно получить на выходе неприятные сюрпризы. И не только в верхней части политического айсберга, ведь недовольство властью фокусируется и в той части, которая многим обозревателям видна намного хуже, чем привычный формат «власть - оппозиция». Речь, конечно же, об исламистских структурах и настроениях, которые в последние годы демонстрируют тенденции к определенному росту и усилению. Слабость светской оппозиции и ошибки властей способствуют этому.

Таким образом, выборы в Азербайджане будут (и уже являются) не только конкуренцией кандидатов, но и сложнейшим процессом внутривидовой борьбы элитных групп, а также движений «на базаре и в мечети», где есть свои заинтересованные участники, предпочитающие пока излишне не светиться.

Сергей Маркедонов - приглашенный научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований, США, Вашингтон

16.01.2013


ВЗГЛЯД

«Ненастоящий» консерватор
Алексей Макаркин
Вопрос о кандидатуре уполномоченного по правам ребенка Санкт-Петербурга, на первый взгляд, является политически малозначимым – речь шла об одном из региональных чиновников, занимающихся проблемами детства. Однако за этот пост развернулась борьба, которая была связана как с аппаратной конкуренцией, так и с острыми мировоззренческими проблемами.

Далее
(комментировать)

АНАЛИТИКА

Греческий тест на жизнеспособность ЕСАлександр Ивахник
Практически никто не сомневался в победе на парламентских выборах в Греции Коалиции радикальных левых сил (СИРИЗА), которая обещала положить конец доведшему страну до отчаяния «диктату Брюсселя». Тем не менее, когда эта победа стала фактом, курс евро по отношению к доллару понизился до самой низкой отметки за более чем 11 лет и составил 1,11 доллара, а в Европе вновь уверенно заговорили о неизбежной перспективе выхода Греции из зоны евро, а то и из Евросоюза вообще. Однако всё не так просто, и горевать (либо радоваться) по поводу начавшегося процесса распада объединенной Европы пока рано.

Далее
(комментировать)

КАВКАЗ

Северный Кавказ в 2014 году: стабильность ограниченного радиуса
Сергей Маркедонов
Олимпийские игры в Сочи, нейтрализация Доку Умарова, общее снижение количества террористических акций при сохранении угроз региональной и национальной безопасности, реорганизация северокавказского управления, угрозы со стороны так называемого «Исламского государства Ирака и Леванта», нападение боевиков на Грозный в канун оглашения ежегодного президентского послания Федеральному собранию. Вот лишь краткий перечень событий, произошедших на российском Северном Кавказе в уходящем году.

Далее
(комментировать)

РОССИЙСКИЙ МИР

Сергей Шойгу в Тегеране: визит без конкретики
Антон Евстратов
Визит российского министра обороны Сергея Шойгу в Тегеран уже вызвал сильный резонанс Госдепартамента США. Его чиновники отметили, что Вашингтон по-прежнему считает возможные поставки комплексов ПВО С-300 в Иран неприемлемыми. С одной стороны, кажется, что беспокойства Соединенных Штатов напрасны. Министрами иностранных дел РФ и ИРИ Сергеем Шойгу и Хоссейном Дехканом было подписано лишь межправительственное соглашение о военном сотрудничестве, по сути, ни к чему не обязывающее. Оно предполагает лишь обмены делегациями, контакты на уровне штабов, подготовку военных кадров и взаимные визиты кораблей. Также стороны договорились о совместных шагах по стабилизации Афганистана, что в принципе не должно сильно беспокоить Соединенные Штаты, нацеленные на то, чтобы поскорее вылезти из изрядно затянувшейся афганской истории.

Далее
(комментировать)

Главное Взгляд Комментарии Интервью Аналитика Российский мир
Экспресс-комментарии Новый КГБ Модернизация Кавказ Региональные исследования
Создание и поддержка : Центр политических технологий
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2015
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №77-4579 от 21.05.2001
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Политком.RU" обязательна.