О проекте Реклама Редакция Партнеры Архив мы в Facebook  
Создание и поддержка: Центр политических технологий
ЭКСПРЕСС-КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ЦПТ
ИНТЕРВЬЮ
Деревянный набат
Самым ярким для населения индикатором положения дел в экономике является курс доллара. Наблюдая растущие ценники в уличных обменных пунктах, все без исключения понимают, что успокоительная риторика чиновников - это не более чем стремление сохранить хорошую мину при плохой игре. И все их заявления о том, что нам не страшны санкции Запада - не более чем блеф. Хотя им самим, возможно, санкции и не страшны, а вот тем, кто занимается бизнесом и простому населению - даже очень. Каковы бы ни были причины обвала цен на нефть, которые, как считают аналитики, и привели к падению курса национальной валюты, факт налицо: национальная валюта обесценивается и этот процесс может продолжиться.

Далее
(комментировать)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
МОДЕРНИЗАЦИЯ

Год Крыма
Сергей Маркедонов
2014 год войдет в новейшую российскую историю как год Крыма. После пребывания в течение двадцати двух лет в составе независимой Украины Крымский полуостров вошел в состав России в виде двух отдельных субъектов федерации. РФ пополнилась территорией площадью 27 тыс. кв. километров и населением более двух миллионов человек. Через двадцать два с небольшим года после распада СССР был создан прецедент смены юрисдикции для части территории одного государства в пользу другого. Для Украины и западных стран это - результат аннексии и неоимперской политики Кремля. Для государств, не вовлеченных непосредственно в украинский кризис - опасное нарушение евразийского статус-кво с возможными последствиями в виде масштабной дестабилизации. С точки же зрения Москвы, речь идет о «возвращении Крыма и Севастополя в родную гавань», воссоединении полуострова с Россией и восстановлении попранной исторической справедливости.

Далее
(комментировать)

НОВЫЙ КГБ
Доллар за 100 рублей: что еще можно сделать для спасения экономики
Вчера Банк России повысил ключевую процентную ставку до 10,5%. Но все, что можно сказать об этом решении: слишком мало, слишком поздно. Сегодня ЦБ сталкивается едва ли не с самым тяжелым и сложным вызовом за все постсоветское время. Каковы возможные выходы?

Далее
(комментировать)

НАШИ ПАРТНЕРЫ





РЕКЛАМА
РОССИЙСКИЙ МИР
МИНСКИЙ МИРОТВОРЕЦ
Сергей Маркедонов

Белорусскому президенту Александру Лукашенко не привыкать выступать с оригинальными и экстравагантными инициативами. 11 декабря он обратился к руководству Грузии с предложением вернуться в СНГ и активизировать процесс нормализации отношений не только с Россией, но также с Абхазией и Южной Осетией. Чем вызван подобный всплеск миротворческой активности? И какие последствия он может иметь?

На первый взгляд, эмоциональное выступление Лукашенко выглядит, как хорошо подготовленная рекламная акция. В 2013 году Белоруссия будет председательствовать в Содружестве независимых государств (СНГ). Сегодня интерес к этой структуре заметно снизился. Для России СНГ потерял свое прежнее значение. Свою роль «инструмента цивилизованного развода» (как определил его Владимир Путин еще в 2005 году) Содружество в целом выполнило. У Москвы сегодня на первом плане совсем иные приоритеты - Таможенный союз и в перспективе создание Евразийского союза. СНГ же рассматривается, скорее, как клуб руководителей бывших союзных республик, площадка для обсуждения широкого спектра гуманитарных вопросов, таких как подготовка к 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне, но никак не перспективный интеграционный проект. На этом фоне белорусский лидер пытается повысить свою политическую капитализацию, выступив в роли посредника между Москвой и Тбилиси. Прагматичная осторожность и отстраненность от событий «пятидневной войны» 2008 года позволяют Лукашенко примерить на себя тогу миротворца. Впрочем, эта роль удобна и для российского руководства, поскольку позволяет не спешить с собственными инициативами, а лишь реагировать на некие предложения со стороны. И для Грузии есть возможность для сохранения лица (в особенности в условиях внешнеполитического «двоевластия»), ибо для нового правительства существует немалый риск получить обвинения в поспешной «сдаче позиций» Кремлю. Иное дело – реакция на предложения белорусского «Батьки», с которым и у Саакашвили были неплохие личные отношения.

Однако помимо стремления использовать СНГ для укрепления своих позиций на постсоветском пространстве инициатива Лукашенко поднимает целый ряд более важных вопросов. Так, белорусский президент высказал мнение, что в случае разрешения споров между Тбилиси с одной стороны, а Сухуми и Цхинвали с другой «Москва перекреститься», ибо своих территорий у России и без двух бывших автономий Грузинской ССР предостаточно. Но насколько реален гипотетический размен Абхазии с Южной Осетией на благосклонность Грузии с последующей сменой геополитического вектора? Такая картина, может быть, и выглядит привлекательной, однако при первом же соприкосновении с реальностью, все ее краски почти мгновенно поблекнут. Во-первых, помимо интересов Москвы, Тбилиси, Минска, а также США и Евросоюза есть позиции, о которых «большие игроки» часто забывают. Речь, конечно же, о подходах абхазов и южных осетин. При их рассмотрении упускается из виду, что Россия далеко не всегда занимала их сторону. История российско-абхазских отношений помнит блокаду, которую против Абхазии совместно проводили Москва и Тбилиси. Было и дипломатическое давление, и навязываемый проект «общего государства». Тот же Кремль в свое время резко негативно отзывался и на учреждение президентских постов в обеих непризнанных республиках, и на принятие ими собственных конституций, ибо эти шаги шли в русле одностороннего определения статуса этих образований вне переговорного формата. Москва долгие годы держалась за статус-кво, не реагируя на многочисленные просьбы абхазов и осетин о признании их государственности. Однако все это не сделало две республики сговорчивей и не заставило их принять юрисдикцию Грузии. Так откуда же уверенность, что в случае смены настроений в Москве Абхазия и Южная Осетия вдруг встанут на колени, как хочет это сделать белорусский лидер, упрашивая своих грузинских партнеров вернуться в СНГ? Спору нет, решение о признании государственности двух бывших автономий Грузинской ССР было и остается рискованным и амбивалентным. С одной стороны, Россия показала готовность к защите своих интересов, но с другой создала правовой прецедент пересмотра межреспубликанских границ, который потенциально может быть использован и против нее. Однако изменить решение от 26 августа 2008 года в угоду неочевидным приобретениям (а СНГ, повторимся, перестало быть, интеграционным приоритетом РФ) значило бы пойти на колоссальные политические издержки. Опасные, кстати сказать, и для Александра Лукашенко. Ведь откажись Москва от Абхазии с Южной Осетией, это означало бы, что для нее ее союзники не стоят ни гроша. Надо ли говорить о том, до какой отметки опуститься «кредитный рейтинг» Москвы в таком случае?

Но даже если российское руководство пренебрежет всеми этими резонами, то никакой гарантии в торжестве грузинской интеграции не будет. Абхазия и Южная Осетия вот уже почти два десятилетия находятся вне правового и политического пространства Грузии. За это время они обзавелись своими атрибутами власти. И даже, несмотря на значительную роль России в их экономическом восстановлении и обеспечении безопасности у них присутствует своя собственная повестка дня. И вхождение в состав Грузии она не предполагает. Военных ресурсов для установления контроля над ними у Тбилиси нет (блицкриг маловероятен, а любой затяжной конфликт будет опасен для самого Грузинского государства), а мирные проекты, нацеленные на конечное «восстановление территориальной целостности» для элит де-факто образований не интересны.

Впрочем, инициатива Лукашенко интересна не только в кавказском контексте. Она представляет интерес для рассмотрения общих тенденций эволюции и трансформации постсоветского пространства. Уже стало трюизмом говорить о том, что Москва и Минск имеют тесные двусторонние отношения. Более того, с формальной точки зрения РФ и Белоруссия являются частями одного Союзного государства, которое, правда, за годы своего существования так и не обзавелось общим президентом и правительством, не говоря уже о валюте. Однако все это не отменяет ни национального эгоизма, ни собственных отличных от Москвы устремлений ее главного евразийского партнера. Для этого у него есть немало резонов. Некоторая дистанция от России (как это было в случае с отказом от признания Абхазии и Южной Осетии) позволяет ему удерживать свое эксклюзивное положение в Белоруссии. Лукашенко болезненно воспринимает любую уступку Москве, как некий прецедент, за которым может последовать и более активное проникновение российского бизнеса в белорусскую экономику (что в Минске рассматривают и как угрозу личной власти «Батьки»). При всей своей интеграционной риторике по части государственного строительства президент Белоруссии сделал много больше, чем многие его коллеги по СНГ, увлеченные политической этнографией, копанием в истории и эмоциональными пикировками с Москвой. И поддерживать прецеденты пересмотра межреспубликанских границ он, как глава страны - бенефициария Беловежских соглашений, не хочет. Нельзя игнорировать и собственную динамику двусторонних белорусско-грузинских отношений, которая для Минска также важна. Следовательно, надеяться на то, что в своих инициативах белорусский «Батька» будет думать о некоем «славянском братстве» или альтруистической помощи Москве не приходится. Интеграция интеграцией, в свой интерес (понимаемый как национальный) для Лукашенко будет на первом месте. На грузинском или любом другом направлении.

Сергей Маркедонов - приглашенный научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований, США, Вашингтон

13.12.2012


ВЗГЛЯД

«Ненастоящий» консерватор
Алексей Макаркин
Вопрос о кандидатуре уполномоченного по правам ребенка Санкт-Петербурга, на первый взгляд, является политически малозначимым – речь шла об одном из региональных чиновников, занимающихся проблемами детства. Однако за этот пост развернулась борьба, которая была связана как с аппаратной конкуренцией, так и с острыми мировоззренческими проблемами.

Далее
(комментировать)

АНАЛИТИКА

Греческий тест на жизнеспособность ЕСАлександр Ивахник
Практически никто не сомневался в победе на парламентских выборах в Греции Коалиции радикальных левых сил (СИРИЗА), которая обещала положить конец доведшему страну до отчаяния «диктату Брюсселя». Тем не менее, когда эта победа стала фактом, курс евро по отношению к доллару понизился до самой низкой отметки за более чем 11 лет и составил 1,11 доллара, а в Европе вновь уверенно заговорили о неизбежной перспективе выхода Греции из зоны евро, а то и из Евросоюза вообще. Однако всё не так просто, и горевать (либо радоваться) по поводу начавшегося процесса распада объединенной Европы пока рано.

Далее
(комментировать)

КАВКАЗ

Северный Кавказ в 2014 году: стабильность ограниченного радиуса
Сергей Маркедонов
Олимпийские игры в Сочи, нейтрализация Доку Умарова, общее снижение количества террористических акций при сохранении угроз региональной и национальной безопасности, реорганизация северокавказского управления, угрозы со стороны так называемого «Исламского государства Ирака и Леванта», нападение боевиков на Грозный в канун оглашения ежегодного президентского послания Федеральному собранию. Вот лишь краткий перечень событий, произошедших на российском Северном Кавказе в уходящем году.

Далее
(комментировать)

РОССИЙСКИЙ МИР

Сергей Шойгу в Тегеране: визит без конкретики
Антон Евстратов
Визит российского министра обороны Сергея Шойгу в Тегеран уже вызвал сильный резонанс Госдепартамента США. Его чиновники отметили, что Вашингтон по-прежнему считает возможные поставки комплексов ПВО С-300 в Иран неприемлемыми. С одной стороны, кажется, что беспокойства Соединенных Штатов напрасны. Министрами иностранных дел РФ и ИРИ Сергеем Шойгу и Хоссейном Дехканом было подписано лишь межправительственное соглашение о военном сотрудничестве, по сути, ни к чему не обязывающее. Оно предполагает лишь обмены делегациями, контакты на уровне штабов, подготовку военных кадров и взаимные визиты кораблей. Также стороны договорились о совместных шагах по стабилизации Афганистана, что в принципе не должно сильно беспокоить Соединенные Штаты, нацеленные на то, чтобы поскорее вылезти из изрядно затянувшейся афганской истории.

Далее
(комментировать)

Главное Взгляд Комментарии Интервью Аналитика Российский мир
Экспресс-комментарии Новый КГБ Модернизация Кавказ Региональные исследования
Создание и поддержка : Центр политических технологий
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2015
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №77-4579 от 21.05.2001
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Политком.RU" обязательна.