О проекте Реклама Редакция Партнеры Архив мы в Facebook  
Создание и поддержка: Центр политических технологий
ЭКСПРЕСС-КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ЦПТ
ИНТЕРВЬЮ
Деревянный набат
Самым ярким для населения индикатором положения дел в экономике является курс доллара. Наблюдая растущие ценники в уличных обменных пунктах, все без исключения понимают, что успокоительная риторика чиновников - это не более чем стремление сохранить хорошую мину при плохой игре. И все их заявления о том, что нам не страшны санкции Запада - не более чем блеф. Хотя им самим, возможно, санкции и не страшны, а вот тем, кто занимается бизнесом и простому населению - даже очень. Каковы бы ни были причины обвала цен на нефть, которые, как считают аналитики, и привели к падению курса национальной валюты, факт налицо: национальная валюта обесценивается и этот процесс может продолжиться.

Далее
(комментировать)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
МОДЕРНИЗАЦИЯ

Югоосетинский полигон российской модернизации
Александр Караваев
Если вынести за скобки извечные проблемы отношений с Грузией, обычная, ежедневная фабула новостей Южной Осетии далека от экономики, и даже политики. В этом легко убедиться, просмотрев ленту поисковиков. Она дает в основном перечень текущих событий культурной и социальной жизни, под аккомпанемент привычных для региона бытовых инцидентов, что является нормой для любого отдаленно-аграрного района. Поэтому зададим нетривиальный вопрос - из каких компонентов состоит местная экономика? Без ответа на него не понять, как ее модернизировать, и с чем, собственно, имеет дело Москва, выстраивая свою линию экономического влияния на республику?

Далее
(комментировать)

НОВЫЙ КГБ
Денежная политика в тумане
Опубликованный 12 сентября 2014 г. Банком России проект «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 г. и на период 2016 и 2017 годов» (далее «Основные направления»), к сожалению, дает мало информации для понимания того, какой логикой будет руководствоваться Банк России в ближайшие годы, проводя свою денежную политику, не говоря уже о том, что в документе не содержится никаких количественных параметров ключевых элементов политики Центрального банка.

Далее
(комментировать)

НАШИ ПАРТНЕРЫ




РЕКЛАМА
РОССИЙСКИЙ МИР
МИНСКИЙ МИРОТВОРЕЦ
Сергей Маркедонов

Белорусскому президенту Александру Лукашенко не привыкать выступать с оригинальными и экстравагантными инициативами. 11 декабря он обратился к руководству Грузии с предложением вернуться в СНГ и активизировать процесс нормализации отношений не только с Россией, но также с Абхазией и Южной Осетией. Чем вызван подобный всплеск миротворческой активности? И какие последствия он может иметь?

На первый взгляд, эмоциональное выступление Лукашенко выглядит, как хорошо подготовленная рекламная акция. В 2013 году Белоруссия будет председательствовать в Содружестве независимых государств (СНГ). Сегодня интерес к этой структуре заметно снизился. Для России СНГ потерял свое прежнее значение. Свою роль «инструмента цивилизованного развода» (как определил его Владимир Путин еще в 2005 году) Содружество в целом выполнило. У Москвы сегодня на первом плане совсем иные приоритеты - Таможенный союз и в перспективе создание Евразийского союза. СНГ же рассматривается, скорее, как клуб руководителей бывших союзных республик, площадка для обсуждения широкого спектра гуманитарных вопросов, таких как подготовка к 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне, но никак не перспективный интеграционный проект. На этом фоне белорусский лидер пытается повысить свою политическую капитализацию, выступив в роли посредника между Москвой и Тбилиси. Прагматичная осторожность и отстраненность от событий «пятидневной войны» 2008 года позволяют Лукашенко примерить на себя тогу миротворца. Впрочем, эта роль удобна и для российского руководства, поскольку позволяет не спешить с собственными инициативами, а лишь реагировать на некие предложения со стороны. И для Грузии есть возможность для сохранения лица (в особенности в условиях внешнеполитического «двоевластия»), ибо для нового правительства существует немалый риск получить обвинения в поспешной «сдаче позиций» Кремлю. Иное дело – реакция на предложения белорусского «Батьки», с которым и у Саакашвили были неплохие личные отношения.

Однако помимо стремления использовать СНГ для укрепления своих позиций на постсоветском пространстве инициатива Лукашенко поднимает целый ряд более важных вопросов. Так, белорусский президент высказал мнение, что в случае разрешения споров между Тбилиси с одной стороны, а Сухуми и Цхинвали с другой «Москва перекреститься», ибо своих территорий у России и без двух бывших автономий Грузинской ССР предостаточно. Но насколько реален гипотетический размен Абхазии с Южной Осетией на благосклонность Грузии с последующей сменой геополитического вектора? Такая картина, может быть, и выглядит привлекательной, однако при первом же соприкосновении с реальностью, все ее краски почти мгновенно поблекнут. Во-первых, помимо интересов Москвы, Тбилиси, Минска, а также США и Евросоюза есть позиции, о которых «большие игроки» часто забывают. Речь, конечно же, о подходах абхазов и южных осетин. При их рассмотрении упускается из виду, что Россия далеко не всегда занимала их сторону. История российско-абхазских отношений помнит блокаду, которую против Абхазии совместно проводили Москва и Тбилиси. Было и дипломатическое давление, и навязываемый проект «общего государства». Тот же Кремль в свое время резко негативно отзывался и на учреждение президентских постов в обеих непризнанных республиках, и на принятие ими собственных конституций, ибо эти шаги шли в русле одностороннего определения статуса этих образований вне переговорного формата. Москва долгие годы держалась за статус-кво, не реагируя на многочисленные просьбы абхазов и осетин о признании их государственности. Однако все это не сделало две республики сговорчивей и не заставило их принять юрисдикцию Грузии. Так откуда же уверенность, что в случае смены настроений в Москве Абхазия и Южная Осетия вдруг встанут на колени, как хочет это сделать белорусский лидер, упрашивая своих грузинских партнеров вернуться в СНГ? Спору нет, решение о признании государственности двух бывших автономий Грузинской ССР было и остается рискованным и амбивалентным. С одной стороны, Россия показала готовность к защите своих интересов, но с другой создала правовой прецедент пересмотра межреспубликанских границ, который потенциально может быть использован и против нее. Однако изменить решение от 26 августа 2008 года в угоду неочевидным приобретениям (а СНГ, повторимся, перестало быть, интеграционным приоритетом РФ) значило бы пойти на колоссальные политические издержки. Опасные, кстати сказать, и для Александра Лукашенко. Ведь откажись Москва от Абхазии с Южной Осетией, это означало бы, что для нее ее союзники не стоят ни гроша. Надо ли говорить о том, до какой отметки опуститься «кредитный рейтинг» Москвы в таком случае?

Но даже если российское руководство пренебрежет всеми этими резонами, то никакой гарантии в торжестве грузинской интеграции не будет. Абхазия и Южная Осетия вот уже почти два десятилетия находятся вне правового и политического пространства Грузии. За это время они обзавелись своими атрибутами власти. И даже, несмотря на значительную роль России в их экономическом восстановлении и обеспечении безопасности у них присутствует своя собственная повестка дня. И вхождение в состав Грузии она не предполагает. Военных ресурсов для установления контроля над ними у Тбилиси нет (блицкриг маловероятен, а любой затяжной конфликт будет опасен для самого Грузинского государства), а мирные проекты, нацеленные на конечное «восстановление территориальной целостности» для элит де-факто образований не интересны.

Впрочем, инициатива Лукашенко интересна не только в кавказском контексте. Она представляет интерес для рассмотрения общих тенденций эволюции и трансформации постсоветского пространства. Уже стало трюизмом говорить о том, что Москва и Минск имеют тесные двусторонние отношения. Более того, с формальной точки зрения РФ и Белоруссия являются частями одного Союзного государства, которое, правда, за годы своего существования так и не обзавелось общим президентом и правительством, не говоря уже о валюте. Однако все это не отменяет ни национального эгоизма, ни собственных отличных от Москвы устремлений ее главного евразийского партнера. Для этого у него есть немало резонов. Некоторая дистанция от России (как это было в случае с отказом от признания Абхазии и Южной Осетии) позволяет ему удерживать свое эксклюзивное положение в Белоруссии. Лукашенко болезненно воспринимает любую уступку Москве, как некий прецедент, за которым может последовать и более активное проникновение российского бизнеса в белорусскую экономику (что в Минске рассматривают и как угрозу личной власти «Батьки»). При всей своей интеграционной риторике по части государственного строительства президент Белоруссии сделал много больше, чем многие его коллеги по СНГ, увлеченные политической этнографией, копанием в истории и эмоциональными пикировками с Москвой. И поддерживать прецеденты пересмотра межреспубликанских границ он, как глава страны - бенефициария Беловежских соглашений, не хочет. Нельзя игнорировать и собственную динамику двусторонних белорусско-грузинских отношений, которая для Минска также важна. Следовательно, надеяться на то, что в своих инициативах белорусский «Батька» будет думать о некоем «славянском братстве» или альтруистической помощи Москве не приходится. Интеграция интеграцией, в свой интерес (понимаемый как национальный) для Лукашенко будет на первом месте. На грузинском или любом другом направлении.

Сергей Маркедонов - приглашенный научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований, США, Вашингтон

13.12.2012


ВЗГЛЯД

Украина де-юре или Донбасс де-факто?
Сергей Маркедонов
Выборы депутатов в Верховную раду Украины завершили очередную фазу политического кризиса в этой стране. Но до завершения самого кризиса еще далеко, поскольку многие вопросы, его спровоцировавшие, далеки от своего разрешения. Возможности для консолидации власти вокруг Петра Порошенко после электорального успеха «Народного фронта» кажутся проблематичными. Скорее всего, мы станем свидетелями формирования двух центров принятия решений, взаимодействие или конфликты между которыми будут определять повестку дня. Не совсем ясно, будет ли устойчивой новая правящая коалиция в парламенте. До какой «красной линии» смогут вместе дойти представители разных политических сил, а где они откажутся ее переходить? На этот вопрос сегодня трудно получить внятный ответ.

Далее
(комментировать)

АНАЛИТИКА

Лебединая песня Юлии Тимошенко Сергей Слободчук
Партия «Батькивщина» с трудом преодолела пятипроцентный барьер на выборах 26 октября в Верховную Раду. 5,68 % «за» партию Тимошенко – это провал или все-таки успех, учитывая, что даже вчерашние соратники накануне выборов списали Тимошенко со счета? Поэтому главная интрига будущей Верховной Рады – найдет ли Юлия Тимошенко новую нишу в изменившихся реалиях украинской политики, или результат 26 октября станет ее «лебединой песней».

Далее
(комментировать)

КАВКАЗ

Приглашение Путина: вторая попытка
Сергей Маркедонов
Сегодня российско-грузинские отношения трудно рассматривать, как приоритетную дискуссионную тему. Уже два года прошло с того момента, как был объявлен курс на нормализацию. Однако видимых прорывов он не принес. Более того, бурное развитие украинского кризиса внесло дополнительные фобии в позиции двух сторон. Поэтому те, кто наблюдает за текущей ситуацией на Кавказе, довольны хотя бы тем, что Москва и Тбилиси не вступают в новую конфронтацию.

Далее
(комментировать)

РОССИЙСКИЙ МИР

Социологическое вчера украинских парламентских выборов
Алексей Токарев
Внеочередные выборы Верховной Рады очевидным образом показали, что социологам и авторам, пишущим на основе их данных тексты, слепо доверять не стоит. Итоги парламентских выборов на Украине удивили всех, кто наблюдал за ними.

Далее
(комментировать)

Главное Взгляд Комментарии Интервью Аналитика Российский мир
Экспресс-комментарии Новый КГБ Модернизация Кавказ Региональные исследования
Создание и поддержка : Центр политических технологий
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2014
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №77-4579 от 21.05.2001
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Политком.RU" обязательна.