Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

22.05.2012 | Алексей Макаркин

Коалиция без правил игры

Правительство Дмитрия Медведева оказалось в трудном положении еще до его создания. После отказа Медведева от переизбрания на второй срок в его перспективах разочаровалась значительная часть элиты, пришедшая к выводу, что правящая диархия завершает свое существование, а на смену ей приходит иерархическая структура, в которой премьер может рассчитывать лишь на некоторую степень автономии.

Отсюда первая серьезная проблема нового кабинета – почтенный список тех, кто в нем мог быть, но отсутствует – от Кириенко до Кузьминова. Многие потенциальные вице-премьеры и министры сочли за благо воздержаться от участия в правительстве Медведева – либо не веря в его долговечность, либо считая, что новый премьер не будет обладать достаточным аппаратным ресурсом для реализации своих начинаний. Похоже, что серьезные игроки уже присматриваются к смутным очертаниям того кабинета, который может сменить правительство Медведева. Отсюда и немалое количество «технических» чиновников в составе нового кабинета.

Вторая проблема – компромиссный характер нового правительства. В экономическом блоке ключевые министерства – Минфин и МЭР – находятся под контролем людей Путина (подобная ситуация была в 2000-2004 годах, когда возможности премьера Касьянова были ограничены аналогичным способом). Роль Минфина в правительстве невозможно переоценить – это его «кошелек». Что касается МЭР, то его роль повышается именно сейчас, когда Медведев стремится ускорить приватизацию, к чему Путин относится, судя по всему, без особого энтузиазма. Кстати, под контролем Путина, насколько можно судить, остается и Федеральная антимонопольная служба, дающая санкцию на сделки с участием крупных компаний.

В то же время «медведевец» Дворкович стал куратором промышленности, включая и ТЭК. Однако во главе Минпромторга стоит Мантуров, пришедший в это ведомство еще с подачи Чемезова и являвшийся кандидатом на место долго уходившего в отставку Христенко, как минимум, в течение года (то есть задолго до того времени, как Дворкович начал думать о своей новой роли). А на пост главы Минэнерго не удалось найти ни одного «отраслевика» - в результате его занял протеже Хлопонина, замминистра финансов Новак, очень хороший финансист, но новичок в энергетике. И, самое главное, неясно, какая реальная роль в ТЭКе отводится покинувшему правительство Сечину, сохранившему решающее влияние на «Роснефть» и значительную часть энергетического сектора. А также прямой доступ к Путину.

МИД и Минобороны (и, видимо, ФСБ) остаются, разумеется, за Путиным. Сложнее ситуация с МВД, которое возглавил генерал Колокольцев, назначенный на пост главы столичного УВД именно при Медведеве. Однако важнее может быть другое – МВД, согласно Конституции, находится в ведении президента. При Медведеве это положение было спорным (всю половину своего президентства он стремился усилить свое влияние на это ведомство, инициировав его реформу), но при Путине вполне может вновь стать бесспорным.

Медведев смог добиться назначения Суркова на ключевой пост руководителя аппарата правительства (занятно, что вышедшим на прошлой неделе путинским указом этот орган лишился всех «мигалок»). Таким образом, он избежал участи технических премьеров Фрадкова и Зубкова, которым «аппаратчиков» подбирал Путин. Протеже Суркова Говорун стал министром регионального развития с расширенным штатом замминистров. В то же время Медведев не смог продвинуть на ключевой пост в кабинете своего советника Абызова – он получил лишь вновь учрежденную должность министра по связям с открытым правительством, перспективы которого выглядят весьма смутными. В то же время в кабинете немало близких к Путину фигур – это, в частности, Козак, Мутко, новый глава Минсельхоза Федоров, бывший одним из организаторов ОНФ.

Таким образом, правительство фактически носит коалиционный характер – но без определенных правил игры. В партийных коалициях, существующих в парламентских демократиях, такие правила определяются в ходе формирования кабинета, и их пересмотр может привести к отставке правительства. Российская коалиция неформальна (понятно, что партии, как обычно, были отстранены от участия в формировании кабинета), а в отсутствии правил регулировать внутреннюю конкуренцию будет существенно сложнее. И, похоже, что конкуренция будет проходить не только внутри правительства, но и между президентскими и правительственными структурами.

И в этом заключается третья проблема. Можно много восхищаться заслугами новоназначенного министра Никифорова по развитию «электронного правительства» в Татарстане или столь же активно сетовать на замену тонкого и тактичного Авдеева на пиарщика Мединского. Но возникает более важный вопрос – сохранится ли в правительстве центр принятия экономических решений или же он переместится в Администрацию президента, в которую может перейти ряд членов ушедшего в отставку кабинета. Если реализуется последний сценарий, то Медведев может оказаться в драматической ситуации. Не получив реальных прерогатив, он станет ответственным за все катаклизмы, даже не связанные с работой кабинета – например, за последствия колебаний мировых нефтяных цен в связи с событиями в Китае или Греции.

Алексей Макаркин - первый вице-президент Центра политических технологий

Материал опубликован на сайте «Ежедневного журнала» 22 мая 2012 года

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net